отношение, так как мы им сообщаем познание, существенно. Следовательно,
это
бесконечно лучше, чем если
бы я назвал сущность мира, например, Брамою, или
мировою душою, или как-нибудь иначе.
144
§ 149
Первична и изначальна лишь воля, ???, а не ???; смешение обоих понятий,
для
которых
по-немецки существует лишь
одно
слово, послужило
источником
непонимания моего учения.
??? и есть собственно воля, воля вообще,
как она
познается
в животном и
в человеке,
(??? же
-
это
воля,
соединенная
с
рефлексией,
consilium,
воля,
основанная
на
выборе и
решении;
животным
приписывают не ???, а только ???; так как в
новых языках
имеется лишь одно
слово для обоих понятий, то философы не согласны
друг
с другом, следует ли
приписывать животным волю или нет; те,
которые допускают это, подразумевают
???, отрицающие же - ???.
§ 150
Я
говорю: воля к жизни, как вещь в себе, не
раздроблена, а существует
всецело в каждом
индивидуальном существе. Следовательно, одна и та
же вещь
может одновременно существовать в нескольких местах?
Да, вещь в себе может,
так как она заключается не
в пространстве, которое ей вполне чуждо и служит
лишь формой ее
проявления. Вообразите себе
субстанцию, которая обладала бы
невозможным в мире явлений свойством - способностью занимать новое место, не
оставляя занятого
ранее. Эта
субстанция (слово
это здесь - лишь
образное
выражение) - вещь
в
себе,
воля
к жизни в
себе, которая,
в
силу
своей
абсолютной
неисчерпаемости,
существует
во
всяком
явлении
всецело
и
нераздельно
и
которая
не
возрастает
от
его, явления,
увеличения и
не
уменьшается от его уменьшения.
145
§ 151
Проблема
идеального и реального никогда
не
может
быть
решена, если
объективную сторону совершенно
отделять от субъективной,
так
чтобы каждая
была
сама по себе.
Наоборот, объект, хотя
он первоначально выступал почти
как
простая акциденция
субъекта, навсегда остается связанным
с субъектом.
Это основывается на том, что хотя, действительно, в последней инстанции, нет
двух в корне различных сущностей, а лишь одна, которая,
проявляясь как воля
к
жизни,
видит
себя во множественности, почему и каждое из ее
проявлений
видит вне себя нечто отличное от себя, но по существу это не другое, а то же
самое,
что
во всех в
них стало субъектом, познающим. Ведь
мы
отличны от
существ вне нас,
лишь поскольку мы познаем; напротив, поскольку
мы
хотим,
мы, в сущности, одно и то же с ними. Но это тождество с ними, как лежащее за
пределами мира представления, совершенно трансцендентно и как бы подземно.
§ 152
Если исходить из реализма,
т.е. из предположения,
что мы познаем вещи
такими,
как
они
существуют,
то
тотчас
же
возникают
спиритуализм
и
материализм, чтобы
бороться
друг с другом; причем
в конце
концов перевес
остается на
стороне материализма,
так как в его распоряжении имеются более
прочные опытные
данные,
чем у его противника. Напротив,
ни
о том,
ни
о
другом
не
заходит
и
речи
при
предположении
идеализма,
и
притом
-
трансцендентального, так как тогда нет ни духа,
ни материи самих по себе, а
в основе всякого явления, как интеллектуального, так и механического,
лежит
toto genere отличная от них вещь в себе.
И
явления
духов
нужно
объяснять также с этой точки
зрения, а не со
спиритуалистической.
§ 153
Не следовало
бы
никогда
забывать, что
хотя вещи,
с одной
стороны,
вполне понятны и связь их вполне уловима (сторона явления), однако, с другой
стороны, они совершенно таинственны, загадочны, абсолютно непонятны (сторона
вещи в себе). Тогда не стали бы попросту отбра-
146
сывать
известные допущения
только
потому, что
им нет
места
на той
первой
стороне,
как, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz