нам полного удовлетворения. Или мы видим боли, или радости, которых у нас не
было, или наслаждения, которых мы не замечали. Это значит: наше я составлено
из двух различных
часов, которые редко или никогда не идут, вполне совпадая
между
собою,
-
т.е.
из
воли,
которая
представляет
нашу
подлинную
и
изначальную сущность и не знает ничего, кроме своего "удовлетворена" или "не
удовлетворена" (так она проста!), и из
познания, которое показывает ей
эту
простую
тему в
миллионах
пестрых и разнообразных картин!
Воспоминание
о
различных временах передает, собственно, только различные
картины познания;
ибо тема воли всегда была старая и монотонная.
§ 308
Мы в продолжение всей нашей жизни полны тоски или по далекому будущему,
как это бывает особенно в первой половине жизни, или по далекому прошедшему,
как
это
бывает
особенно во
второй
половине нашей жизни; настоящее же, в
котором
одном
лежит действительность, нас не удовлетворяет никогда.
Таким
образом,
мы
наконец
замечаем,
что
мы
всегда
гонимся
за
лишенной
существования и сущности тенью и не можем найти ничего, что удовлетворило бы
эту тоску, т.е. было бы так реально, что могло бы удовлетворить в нас
волю.
Все это известно и уже давно сказано. Не так известно то соображение, почему
это не может
быть иначе. А потому, что жизнь и ее реальный мир не что иное,
как
простой
образ, отображение воли, простое явление, а не
вещь
в
себе.
Поэтому
она
не обладает
ни
субстанцией,
ни
реальностью, но, как всякая
картина или образ, она
- простая
поверхность,
лишенная плотности, простая
тень,
простая
видимость.
Не
такова воля, которая
неустанно
стремится к
удовлетворению; она - реальность, вещь в себе; поэтому ее
никогда не
может
удовлетворить
никакое простое явление, никакая
простая картина.
Оттого
и
жизнь
никогда не
может
удовлетворить волю, потому что жизнь
- только
ее
собственная тень.
218
§ 309
До некоторой степени самое нелепое в жизни -
это завершенность каждого
мгновения, будет ли оно наслаждением или болью, поскольку оно не забросило в
будущее
определенного
якоря
или
гарпуна.
Что
же
остается
от
такого
мгновения? [1] -
Воспоминание.
-
Но оно охватывает
не
волю, реальное, а
представление,
производное;
я хочу сказать: оно охватывает
не
полученное
наслаждение,
а
только
то,
что
было
при
этом
в
представлении,
т.е.
второстепенное
обстоятельство; ибо сущность, реальное
в наслаждении
- это
воля;
точно так же воспоминание охватывает не боль, а
только то,
что было
при этом в представлении, т.е. оболочку; ибо сущность, реальное в боли - это
воля.
1 (NB. Вся жизнь представляет агрегат таких мгновений.)
Поэтому мы не понимаем как следует ни наших прошедших болей,
ни
наших
улетевших наслаждений, а у нас есть только их засохшая мумия, представления,
которые, как оболочки, сопровождали их в холодном воспоминании.
§ 310
Корень
нашего
существования
лежит
вне
сознания,
но
само
наше
существование лежит целиком в сознании. Существование
без сознания не
было
бы для нас совсем существованием .
Далее, время
-
форма
сознания.
Но у
него
только
одно
измерение.
Поэтому-то и у всего нашего существования
только одно
измерение, благодаря
чему
оно
очень
близко
подходит
к
несуществованию;
оно
получает,
следовательно, сплошь характер ничтожности. Ибо, таким образом, ведь прошлое
совершенно ничтожно, будущее также, на-
219
стоящее - без протяжения; не остается ничего
от
всего
существования.
Это -
существование без ширины
и глубины: это - явление, которое
выражает
только такую же претензию на существование,
как
геометрическая линия -
на
заполнение пространства. Кто,
как Гоббс,
отвергает линию без ширины, пусть
всмотрится в ход своей собственной жизни.
§ 311
Оглянись ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz