сохраненном для
нас на дорическом диалекте Юстином
Мучеником,
Пифагор
прямо
предостерегает
против
того,
чтобы этого
деос
понимали
как
находящегося
вне мира:
скорее
под
этим
следует
разуметь
внутренний жизненный принцип мира.
Впоследствии
из пифагорейской школы
вышел
Эмпедокл,
из
Агригента в
Сицилии. Пифагорейское
происхождение его философии сказывается
в учении
о
переселении душ и о тождестве сущности, живущей во всех вещах, равно как и в
запрещении
мясной пищи. Эмпедокл
так же явно учил
известной эмоциональной
системе, греховному
падению
из лучшего
бытия в земное, из
которого
душа
после перенесенного наказания и очищения вновь возвращается к лучшему бытию.
30
Мы видим, что Эмпедокл философствует уже
не
исключительно объективным
путем, как
прежние философы, а вступает и на субъективный путь исследований
о происхождении
познания,
различает
чувственное
и
разумное
познание
и
спрашивает, которому
более
доверять. Затем
дает ответ -
разумному,
а не
чувственному. Вступил ли он на этот путь первый или же по стопам Анаксагора,
который жил почти одновременно и противопоставил феномен ноумену, - этого
с
достоверностью
сказать
невозможно.
Во
всяком
случае,
такое
различение
побудило
его
допустить в
человеке
чувственную
и
разумную
душу
(anima
sensitiva et rationalis),
разумную
-
как
часть
вечной мировой
души,
а
чувственную
-
как часть
материи; таким образом, он
ввел
дуализм
духа и
материи.
Эти две
души и дуализм мы находим еще у Картезия [1],
у которого
разумная душа, состоящая исключительно из
отвлеченных мыслей и сознательных
заключений,
называется
духом
и
бессмертна, между
тем как созерцающая
и
ощущающая сущность называется материей, машиной, - и к машинам он причисляет
и животных. По-видимому,
это различение двух душ
и
дуализм духа и материи
никогда не теряли вполне кредита с Эмпедокла до Картезия; впервые
при Канте
доверие к нему было подорвано. Природу Эмпедокл конструирует с помощью Любви
и Ненависти, т.е. сил ищущей и избегающей, притягательной и отталкивающей.
1
Латинское написание
фамилии
французского философа
Р.
Декарта.
-
Примеч. сост.
Элеатская
школа,
основанная
Ксенофаном,
также
возникла
из
пифагорейской;
однако
она
носит
уже
совершенно
своеобразный
характер,
обращает
большое внимание
на субъективную
сторону, тонко
разбирает права
разума
и чувственных восприятий как источников истинного познания и всецело
стоит на
стороне
разума;
поэтому она
исходит
из
понятий и
приходит
к
совершенно
противоречащим
опыту
выводам
-
например,
к
невозможности
движения;
она остается,
значит, верною абстрактному
познанию,
ноумену, в
противоположность чувственно познаваемому, феномену. В последнее время вновь
обратили большое
внимание
на элеатов, потому что у
них есть
сходство
со
спинозизмом, который тоже лишь в наши дни
вошел в почет. Во
всяком случае,
элеатские
философы
Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс были весьма глубокими
мыслителями,
как
доказывают
немногие
сохранившиеся
фрагменты:
Brandis
comment. Eleaticae.
31
Однако мне нельзя продолжать изложение мнений древних философов - иначе
мне пришлось
бы учить
историю философии вместо
философии,
ибо
дальше
я
должен
был
бы
излагать ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz