т.е. о
том,
что
такое
этот
мир
и
все
явления его,
которые
до
сих
пор
мы
рассматривали
лишь
как представление,
-
помимо
того, т.е. в
себе.
Это
исследование можно назвать метафизикой, точнее - метафизикой природы.
За
нею
в качестве третьей части последует метафизика прекрасного, или
основы
эстетики; наконец,
в качестве четвертой части, - метафизика нравов,
или основы этики, включающие также философское учение о праве.
9
Та
же
необходимость,
милостивые
государи,
которая
вынуждает
меня
соединить все эти столь обширные учения в одном курсе и
излагать их в связи
друг с другом, требует от вас, чтобы и вы постарались усвоить все эти учения
в их связи, а не брали из них
лишь
клочки,
пытаясь понять
и использовать
каждый
из них в отдельности. Я напоминаю вам о проведенном выше сравнении с
телом
и
отдельными
его
членами.
При
таком
проникнутом
столь
большим
единством
и
столь существенной связью
частей учении, как
философия в том
виде, какой
придан
ей мною,
не
только
последующее
необходимым
образом
предполагает
предшествующее, как это
бывает во всякой науке,
-
но
здесь
присоединяется еще и то,
что именно
в силу
такого органического
единства
целого излагавшееся ранее получает свое ближайшее и полное объяснение лишь в
том, что следует дальше; и
только последующее
вполне
показывает ближайшие
отношения
и
применения
предшествующего,
так
что
вы
должны
не
только
хорошенько
усвоить
и
заметить
все
излагаемое в
первую
очередь,
но
и
остеречься от
поспешного
суждения
о
нем, так как
лишь в последующем
вы
найдете надлежащее и необходимое объяснение прежнего. Во всякой науке полное
понятие о ней получается лишь после того, как
пройден весь курс ее и
затем
возвращаются к началу.
К
тем же учениям,
которые я буду излагать вам, это
приложимо более, чем к чему-либо другому. Положитесь совершенно на мои слова
в том, что лишь в конце всего курса моих лекций вы будете в состоянии вполне
понять
его начало;
и
если
бы в
иных
местах вам
пришлось
воспринимать
что-либо
с
усилиями,
то
помните,
что
лишь
последующее
даст
к
этому
дополнение и объяснение.
Ибо связь философии
в том виде, который придал ей
я, не
архитектоническая, как
во
всех
остальных науках, т.е. не такая,
в
которой фундамент лишь служит опорою для прочных частей, но сам не опирается
на них и в которой каждый камень и опирается, и сам служит опорою, пока дело
не дойдет
до
верхушки,
которая лишь
опирается, а
сама
не служит опорою
ничему; нет, связь эта -
органическая, т.е. такая, в
которой каждая
часть
настолько
же поддерживает целое,
насколько
сама
она поддерживается
этим
целым, ни
одна из
частей по существу не первая и
не последняя,
и порядок
изложения
частей
выбран
лишь
с
расчетом
на
удобство
преподания,
-
следовательно,
до
известной степени произвольно; поэтому в
моей философии
целое в сущнос-
10
ти можно понять надлежащим образом лишь после
того,
как будут усвоены
все его
части, - но и
части
даже для
исчерпывающего, вполне законченного
понимания
их
равным ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz