|
другими путями, цеплялись
за слова, вместо того
чтобы
вникнуть в смысл и дух учений. Между тем уловить это тождество - в выс-
33
шей степени важно потому именно, что оба философа совершенно различными
путями приходят
к той же цели, совершенно
различным
образом
постигают
и
излагают
ту
же
истину
и
философия
одного
из
них
служит
наилучшим
комментарием
к
философии
другого.
Столь
резко
и
решительно выраженный
контраст между Платоном и Аристотелем выступает и позднее,
в темные средние
века, в виде своеобразного спора межу реалистами и номиналистами.
В
своих диалогах
Платон, высказываясь
от
лица Сократа,
выдерживает
метод
учителя в
том, что не хочет
приходить непосредственно к какому-либо
решительному результату:
нет, вывернув проблемы на все лады и рассмотрев их
со
всех
сторон,
приведя
все
данные
для
возможного
их
решения,
он
предоставляет
затем последнее самому
читателю, согласно
с его собственным
образом
мыслей. О Платоне можно
сказать то, что, исходя
из примера Канта,
ошибочно перенесли на всех философов, - именно, у Платона можно научиться не
столько философии,
сколько
философствованию. Он - истинная школа философа;
на
изучении его лучше всего развиваются философские
способности, если
они
имеются.
Поэтому
всякий бывший
и будущий философ
должен быть
бесконечно
благодарен Платону: его творения - истинная
школа мышления, они затрагивают
каждую струну философского духа и не приводят
их опять в покойное состояние
навязанными
догмами,
а предоставляют им
деятельную
свободу. Поэтому если
кто-либо из
вас чувствует
в себе склонность
к
философии, пусть
прилежно
читает Платона; вы не найдете у
него готовой мудрости, чтобы отнести ее про
запас
домой, - зато
научитесь у него
мыслить и в
то же время вести спор,
научитесь
диалектике;
вы
будете
замечать
следы
влияния
внимательного
изучения Платона на всем вашем духовном складе.
34
Разбор остальных школ, ведущих свое начало от Сократа [1], завел бы нас
слишком далеко. Этику
стоиков мы рассмотрим
в
соответствующем месте наших
дальнейших
рассуждений.
Среди
этих,
вышедших
из
Сократа
философов
не
встречается больше самостоятельных, оригинальных мыслителей; все последующие
поколения в продолжение двух тысяч лет должны были питаться вышедшими из его
школы учениями, воззрениями, методами, заблудившись - возвращаться на тот же
путь, в Риме переворачивать
на все лады усвоенное от этих греков, принимать
их
учения и оспаривать их, так что все
великие
мужи римского
государства
причисляли себя
к перипатетикам,
стоикам, академикам,
эпикурейцам;
затем
учение
Платона породило
в Александрии, в виде
неоплатонизма, удивительную
смесь религиозных догматов
и платоновских учений, позднее
Платон дал
пищу
отцам церкви;
после
них
наступила
долгая ночь
средневековья, в
которой
светил
лишь слабый
отблеск
Аристотелева
света, другие
же
философы были
известны лишь
по именам и считались
как
бы
мифическими
героями глубокой
древности. Когда, наконец, в XIV и XV столетиях
наступило возрождение наук,
опять-таки
ученики
Сократа
вывели
человечество
Запада
из
глубокого
варварства
и
жалких предрассудков.
И
вот, в
XV
и XVI
столетиях
вновь
появляются
платоники, перипатетики,
стоики, эпикурейцы,
даже пифагорейцы,
элеаты и ионийские философы! Так
невероятно велико, обширно и могущественно
влияние
отдельных умов
на
все человечество,
и
столь
редко
встречаются
действительно
самородные мыслители, и столь
исключительны
обстоятельства, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201