но он в
состоянии направлять
его
лишь на то, что каким-либо образом имеет
отношение
к
его
воле;
он
может
поэтому
быть
великим
полководцем,
государственным человеком и т.д.
- он может быть талантливым.
Слово талант
значило первоначально
деньги и
обозначает
способности,
благодаря которым
приобретают одобрение толпы и, следовательно, деньги.
1 [Позднейшая приписка:] Бэкон Веруламский был просто плутом.
§ 131
Сродство между добродетелью и гением заключается в решительном перевесе
познания
над волею. Разница же
-
в том,
что
перевес
познания
у
гения
проявляется
как
таковой,
т.е.
именно
в
совершенном
познании;
у
добродетельного
же человека
преобладание интеллекта проявляется
тем,
что
последний обращается на волю и руководит ею.
Далее, у
гения
интенсивность умственных
сил абсолютна; это вообще
-
очень
высокая степень их развития,
которая даже, по-видимому, должна иметь
корнем
и основанием сильную интенсивность воли, т.е.
страстей; поэтому, по
выражению Жана Поля, великие духом
редко бывают
прекрасны душою. Напротив,
для добродетели и доброты потребна лишь относительная, т.е. лишь в отношении
к
индивидуальной
воле
значительная, интенсивность силы познания,
которая
часто, вероятно, находит поддержку в незначительной природной силе желаний.
138
§ 132
Превосходство гения
создает ему
постоянная, непрерывная
деятельность
духа;
на
что
направлена
эта
деятельность
-
не
существенно
для этого
превосходства
и важно лишь по отношению к данной личности
- следовательно,
имеет второстепенное значение.
Не более чем
направление деятельности
духа
имеет
значение
и
образование;
следовательно,
и
его
значение
-
тоже
второстепенное. Поэтому-то природа
имеет несравненно
большее значение, чем
образование.
§ 133
Образование относится к
природным преимуществам интеллекта так же, как
восковой нос
к действительному,
или как планеты и луны
- к солнцам. Ибо с
помощью своего образования человек
говорит не то, что
он думает, а то, что
думали другие, а
он заучил (дрессировка); и делает он не
прямо то, что мог
бы, а что его приучили делать.
§ 134
Подобно тому как животные многие отправления рассудка - например, найти
дорогу, узнать человека и
т.п. - выполняют
гораздо
лучше, чем люди, так и
гений
во многих случаях действительной жизни
оказывается несравненно менее
способным и пригодным, чем заурядный человек. И как животные, далее, никогда
не выкидывают, собственно, глупостей, так и обыкновенный
человек
подвержен
им не в той степени, как гений.
§ 135
Между
гением и сумасшедшим есть сходство в том
отношении, что оба они
живут в ином мире, чем тот, который дан всем.
139
§ 136
Моя теория сумасшествия как болезни памяти находит себе подтверждение в
том,
что,
если судить по собственному моему
опыту,
актеры подвержены ему
более, чем всякая другая профессия; хотя, по Эскиролю, этому злу
подвержены
монархи.
Из известных мне актеров сошли
с
ума
с 1820 по 1829 г.: в Веймаре
-
Денис и Беккер,
в Дрездене - Гельвиг и Вильгельми;
певец <...> в
Берлине,
где он гастролировал.
Очевидно,
эта
профессия
отличается
особым,
свойственным
ей
злоупотреблением памятью.
§ 137
На
лице
Аполлона
Бельведерского
читаю
я
справедливое
и
глубоко
прочувствованное негодование бога муз на
ничтожество и полную, неисправимую
извращенность
филистеров.
На них
послал он свои стрелы, чтобы
уничтожить
потомство вечной пошлости.
§ 138
Подобно тому как Гамлет,
увидя тень своего отца, неподвижно вперяет на
нее свои взоры, не
обращая внимания на все окружающее,
- так и всякий, кто
впервые
познал
великую и важную
истину, лишь
на
ней покоили свой взор в
течение
всей жизни,
не
обращая
внимания ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz