|
религии.
Но наивысшая
сила рассудка,
вместе
с
тем
наиболее
опытная
и
развитая,
не
поддается
более
укрощению;
хищного
зверя
невозможно
уже
удержать брошенными ему кусками: тогда
его нужно убить; но для рассудка то,
что
лежит
вне
его
области,
не
имеет
к
нему
никакого
отношения,
следовательно, оно -
ничто и
ничего не может с ним поделать: если рассудок
нужно
убить,
то он должен
убить самого
себя (Кант называет это: положить
самому
себе границы). Самоубийство рассудка - это "критика чистого разума",
и законченная система критицизма будет истинной и последней философией.
59
§9
Почти
всегда
существовало
мнение,
что
задача
философии состоит
в
отыскании
чего-то
глубоко скрытого,
отличного
от
мира, закрытого
им
и
лежащего в его
тени.
Такое мнение
происходило оттого, что во
всех науках
явления
даны открыто
и
требуется лишь отыскать
скрытые, лежащие за
ними
основания:
будут ли это
причины, или основания
познания (общие
понятия и
более
узкие,
им
подчиненные,
обнимающие
явления
и классифицирующие их,
подобно
тому как Кювье
образовал их для
зоологии), или мотивы и основания
бытия - безразлично.
Думали,
что с философией дело обстоит точно так же, и
считали ее поэтому наукой. Иначе и
не могло быть, пока
царило заблуждение,
что закон основания будет существовать даже в том случае, если исчезнет мир,
и что мир
будет
существовать, если даже не будет представляющего субъекта.
Но после того как мы узнали,
что мир есть не
что
иное, как
представление
познающего субъекта, и поэтому существует лишь для него, и что чувственность
и рассудок, в силу этого, вполне исчерпывают объекты, подобно тому как разум
исчерпывает понятия;
далее, после того как
мы
узнали, что закон основания
есть не что иное, как постоянно под разными формами проявляющаяся
в четырех
классах представлений конечность
или
же скорее ничтожность
всех
объектов
[1], благодаря кото-
1
Подобно лошадиному копыту, от которого
дьявол не может
отделаться,
какой бы образ
он ни принял,
или
же подобно
вообще
кровавому
осуждению
всякого объекта
на
смерть и
небытие, чем мы проникаемся, когда видим, что
каждая
секунда существует, лишь
поскольку
она поглощает
предыдущую,
что
проходит
через
все классы,
обнаруживается,
например,
в
нашем
дыхании,
которое не что иное, как постоянно задерживаемая смерть, и т. д.
60
рой
всякий
объект
имеет
лишь
призрачное
существование,
подобно
неуловимой
тени (ибо
всякий объект существует, лишь
поскольку его небытие
лежит
еще
в будущем,
а
не в настоящем,
что,
однако, при
бесконечности
времени - одно
и
то же),
- после
того как мы узнали
эти две истины,
мы
перестанем думать, что с нами играют
в прятки, т.е. что, с одной стороны, в
объекте
заключается
что-то
не
познанное
чувствами
и
рассудком
(ибо
существование
объекта
есть
лишь
соединение
воспринимаемого
времени
и
пространства
посредством
рассудка)
и
что,
с
другой стороны, мир
имеет
основание, нечто отличное от него, что еще
нужно найти (ибо мир существует,
лишь поскольку мы
его представляем, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201