|
можно
вполне
допустить и
первое
явление.
1
Paulus
ad Romanos 8,
3: "Deus filium
suum misit
in similitudinem
carnis peccati" ("Господь послал сына своего во образе грешной плоти") - Св.
Августин поясняет
это
liber 83 quaestionum quaestio
66:
"Non
enim
саго
peccati erat, quae non
de carnali
delectatione nata erat: sed tamen inerat
ei
similitudo carnis peccati,
quia mortalis
caro erat". ("Ибо плоть
была
греховна, потому
что
она была рождена не плотским вожделением, но все же в
ней было подобие греховной плоти, потому что плоть смертна").
2
"Alii"
Valentinum
secuti
historiam
generationis
Christi
totam
converterunt
in allegoriam;
cui se
opposuit ex
orthodoxis Irenaeus. Post
hunc Appelles aliique Christum
verum hominem esse negarunt, Phantasma
sine
corpore esse affirmantes. Contra quos disputavit
Tertallianus, eo praecipue
argumento, quod
incorporum nihil est. - Arii haeresis negavit Christum esse
Deum". Гоббс, "Leviathan", p. 46
("Некоторые,
валенти-нианцы, обратили всю
историю
рождения
Христа
в
аллегорию, чему
из
ортодоксов
воспротивился
Ириней. После
него
Апеллес
и
другие
стали
отрицать,
что
Христос
был
действительно
человек,
утверждая,
что
это
была видимость
без
тела. Им
возражал Тертуллиан,
опираясь
в
особенности
на
аргумент, что нет ничего
нетелесного. -- Ересь Ария отрицала, что Христос - Бог").
262
§ 381
Отличие теистов от атеистов, спинозистов, фаталистов заключается в том,
что
первые
утверждают
некий
произвольный
принцип
мира,
вторые
-
естественный: первые выводят его возникновение из какой-то воли, вторые - из
какой-то причины. Причина действует необходимо, воля - свободно. Но воля без
мотива немыслима
так же, как действие без причины. Если мир возник, то,
по
мысли атеистов, какая-нибудь его причина должна была быть первой, т.е. у нее
не было ничего до нее, действием чего она была бы и что ее самое вынудило бы
действовать
и
из
чего
ее
можно
было
бы
объяснить;
она
действует,
следовательно, с абсолютной необходимостью, она действует в силу абсолютного
(т.е.
ни
от
какого
иного
основания
не
зависящего)
необходимого
долженствования, а это и есть фатализм в собственном смысле. Когда же теисты
мыслят некую
волю действующей
без мотива, то результат получается такой же
бессмысленный,
как и фатализм, а именно: хотение без
основания, как
там -
неизбежное долженствование без основания.
263
Что большинство
людей охотнее удовлетворяется
хотением без основания,
чем долженствованием без основания,
это
довольно странно. Быть может,
это
происходит оттого, что каждая
причина
сама по себе поддается исследованию,
но не каждый
мотив: ведь лицо действующее может свой мотив скрыть: так
они
подсовывают тайком скрытый мотив.
Взгляды
обеих партий можно согласовать только тем, чтобы показать, что
воля
и причинность,
свобода и природа - одно и то же. Путь к этому покажет
мое новое учение, а именно,
что тело - это ставшая объектом
воля; и тем не
менее
воля
как таковая подчинена закону
мотивации, а
в
качестве
тела -
закону причинности.
Таким образом, поскольку существует воля,
существует и
тело;
следовательно, поскольку
дана
мотивация, одновременно существует
и
причинность.
§ 382
Как древние боги подчинены року, так христианские философы полагают над
своим
Богом
aeternas
veritates,
т.е.
метафизические,
математические
и
логические
истины
[1],
которые
в
качестве
таких
имеют силу
не
через
посредство воли Божьей и не
зависят
от него, а,
наоборот,
распространяют
свою силу и на него.
1 Некоторые из них полагают еще и силу морального закона.
§ 383
Самое
солидное ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131
132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201