|
человечества
или
противоречит ей,
большинству
непонятны. Массе
доступна
пошлость:
тщетны
усилия раскрыть ей глубины человеческой сущности.
Следует также заметить, что
произведения, ценность которых заключается
в интересном, теряют при повторении, так как они не
могут больше возбуждать
любопытства
к дальнейшей развязке,
которая уже известна. Частое повторение
делает
их для зрителей пустыми и скучными. Наоборот, произведения, ценность
которых
заключается в прекрасном, выигрывают от частого повторения,
потому
что они становятся все более и более понятными.
Параллельно этим драматическим представлениям
идут
повествовательные,
созданные фантазией тех людей, которые в Венеции и Неаполе кладут свою шляпу
на улице и стоят, пока не соберется вокруг них аудитория, и
тогда
начинают
повествование,
которое настолько
овладевает интересом слушателей,
что при
приближении
катастрофы
рассказчик
берет
шляпу
и
может
собирать
у
заинтересованных участников плату, не опасаясь, что они обратятся в бегство:
те же люди в Германии занимаются своим ремеслом менее непосредственно, а при
помощи
издателей, лейпцигских
ярмарок,
владельцев библиотек и
поэтому не
ходят в таких лохмотьях, как их коллеги в
395
Италии,
и предлагают
публике создания
своей фантазии
под
названием
романов,
новелл, рассказов,
романтических
произведений, сказок и т.д.,
и
публика
может предаваться наслаждению интересным около камина и в халате
с
большими
удобствами,
но
и
с
большим
терпением.
Насколько
подобное
производство лишено в большинстве случаев всякой эстетической ценности, всем
известно;
но все же
у
многих из
этих произведений нельзя вполне отрицать
свойства
интересности:
иначе
разве
они могли бы найти себе такое сильное
сочувствие?
Мы видим, следовательно, что
интересное не всегда
необходимым образом
соединено
с прекрасным
-
в
этом состоял второй
вопрос.
Но
и
обратно,
прекрасное
не
соединено
необходимым
образом
с
интересным.
Могут
быть
изображены
значительные
характеры, раскрыта
в
них
глубина
человеческой
природы, и все это представлено в необыкновенных поступках и страданиях, так
что сущность
мира
и человека будет выступать из
картины очень сильными
и
ясными чертами, - и все же, собственно, интерес наш к ходу событий
не будет
в
большей
степени
затронут
ни
беспрерывным
развитием
действия,
ни
неожиданной
развязкой
обстоятельств. Бессмертные
творения
Шекспира
мало
имеют интересного, действие
в них
не развивается в прямом направлении, оно
идет медлительно, как, например, в "Гамлете", оно распространяется в ширину,
как в
"Венецианском купце", - в то время
как мерилом
интересного является
длина;
сцены слабо
связаны между собою,
как,
например,
в "Генрихе
IV".
Поэтому драмы Шекспира не производят на большинство сильного впечатления.
Требования Аристотеля, в особенности - единства действия, имеют
в виду
интересное, а
не прекрасное. Вообще, требования эти
сообразуются с законом
основания: но нам известно, что идея, а следовательно, и прекрасное доступны
лишь тому познанию, которое освободилось от господства закона основания. Это
также
служит
различием
между
интересным и
прекрасным,
так
как
первое
очевидно
принадлежит к
способу созерцания по закону основания,
прекрасное
же, наоборот, остается чуждым этому закону. Самое лучшее и удачное изложение
единств Аристотеля мы находим у Манцони в предисловии к его трагедиям.
396
Сказанное выше о Шекспире относится также к драматическим произведениям
Гете:
даже "Эгмонт" не производит впечатления на толпу, потому что он почти
лишен завязки и развязки, - даже "Тассо" и "Ифигения"! [1]
Греческие трагики не имели намерения действовать на зрителей при помощи
интересного,
и
это
ясно
из
того,
что
материалом
для
их
образцовых
произведений служили почти
всегда общеизвестные и много раз
использованные
драматическим
искусством события;
отсюда
мы
видим также, как
чуток
был
греческий народ к прекрасному, так как в виде приправы
к
наслаждению он не ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191
192 193 194 195 196 197 198 199 200 201