|
высокомерию,
которое
заключается
вообще
в
том,
что
предлагаешь
новую
философскую
систему:
ведь
этим
самым
объявляешь
все
прежние
попытки
неудавшимися, а свою - удавшейся; кто же думает иначе
и тем
не менее хочет
навязать миру новую систему, тот
непременно - шарлатан. В философии до
сих
пор
дело происходило, как на аукционах, где
всякий, кто говорит последним,
этим самым уничтожает значение всего сказанного раньше.
1 Абсурд заключается в следующих положениях:
Материя состоит из монад, т.е. из познающих субъектов.
Грубая
материя
живет, а так
как жизнь
обозначает
органичность,
то
приписывать жизнь грубой материи противоречиво.
Мир - протяжение и мышление.
И
тем
не
менее такие положения
выставлялись превосходящими умами, и
другие одобряли
их,
в
то время как
толпа смеялась над
абсурдностью этих
принципов. Это
потому, что те великие
умы узнали истину интуитивным путем,
но не могли выразить
ее чисто и изолированно и оттого произвели ее
на свет
вме ;те с шлаком абсурдности.
Я,
впрочем,
сознаюсь,
что
я
не
думаю,
чтобы
мое
учение
могло
когда-нибудь
возникнуть,
прежде
чем
Упанишады,
Платон
и
Кант
могли
одновременно бросить свои
лучи в дух одного человека. Но правда
и то, что,
как
говорит
Дидро, здесь
стояло много
колонн,
и
солнце озаряло все, но
звучала одна только колонна Мемнона ("Племянник Рамо").
367
§ 638
Всю мою
философию
можно формулировать
в
одном выражении:
мир - это
самопознание воли.
§ 639
Близкие
знакомые часто становятся и бывают
для
меня
чужды,
а чужие
часто - близки, и я говорю с ними со всеми одним и тем же языком, в то время
как другие делают
в этом
отношении
большие
различия,
- это, собственно,
потому, что я
стою от всех так далеко,
что различие между случайно
внешне
близким
и далеким исчезает
для меня, подобно тому как стояние Земли
на ее
орбите,
т.е.
ее параллакс, не
производит
никакого
изменения в кажущемся
стоянии неподвижных звезд.
§ 640
Если бы я только мог отделаться от
иллюзии:
смотреть на отродье жаб и
ехидн как на равных мне! Это мне очень помогло бы.
§ 641
Мой век - не сфера
моей деятельности, а только почва, на которой стоит
моя
физическая
личность;
но
последняя
представляет
собою
лишь
очень
незначительную часть всей моей личности. Эту почзу она разделяет со многими,
для которых она, почва,
служит сферой деятельности. Поэтому
я предоставляю
им заботу и борьбу за последнюю.
368
§ 642
Холодность и невнимание,
с
каким меня встретили, могли
бы,
пожалуй,
смутить меня во всем том, к чему я когда-либо стремился, и в самом себе; но,
к
счастью, я слышал одновременно,
как
труба славы возгласила прекрасным и
даже
вершиной
человеческой
мудрости совершенно
ничтожное,
явно дурное и
бессмысленное, и вот я тотчас же нашелся и совершенно успокоился, так как на
мне
оправдалось
то,
что сказал Байрон (letters II, 260):
As
to success,
those who succeed will console me for a failure [1]. Иначе говоря:
Ich sah des Ruhmes heil'ge Kranze
Auf der gemeinen Stirn entweiht [2].
1
А
что
касается успеха!..
Те,
кто преуспел, утешают
меня
в моей
неудаче (англ.).
2 Я видел священные венцы славы оскверненными на пошлом челе (нем.).
§ 643
Статья Хр.
Як. Крауза
"De
paradoxo edi interdum ab
nomine
actiones
voluntarias,
ipso
non
invito
solum,
verum
adeo
reluctante",
1781,
находящаяся
в
пятом ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178
179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201