|
применение
всегда
предполагает
изменение,
наступление нового состояния, следовательно, становление. К его существенным
признакам относится, далее,
то,
что причина всегда предшествует во времени
действию... и только это позволяет
нам первоначально узнать, какое из
двух
соединенных причинной
связью
состояний есть
причина
и какое
-
действие
<...>.
Из
этой
существенной связи причинности
и
последовательности следует
также, что
понятие взаимодействия, строго
говоря, несостоятельно. Ведь оно
предполагает, что действие есть
причина своей
причины, следовательно,
что
последующее было одновременно с предыдущим" (там же. С. 35).
ЗАКОН ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ - модификация закона
достаточного основания в
сфере
познания.
Этот
закон
гласит:
для того,
чтобы
суждение
выражало
истинное
познание, оно должно иметь достаточное основание. В зависимости от
характера
основания
истинность
суждения
может
быть
логической
(когда
основанием
данного
суждения
является
другое
суждение), материальной или
эмпирической
(основанием выступает опыт), трансцендентальной
(основание
-
формы созерцающего эмпирического
познания) и
металогической
(основание
-
чистые формы мышления).
"...Истина есть отношение суждения к чему-то от него отличному, которое
называется
его
основанием
и,
как
мы
тотчас
увидим,
само
допускает
значительное разнообразие видов. Однако поскольку оно всегда нечто такое, на
что опирается
или
на чем покоится суждение,
то немецкое слово "основание"
(Grund) выбрано очень
удачно. В
латинском
языке и во
всех производных от
него
языках название основание познания совпадает
с названием разума: то и
другое
называется ratio,
la
regione,
la razon,
la
raison,
the reason"
(Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. С. 83).
406
"Не может быть истины, к
которой приводили
бы
только
умозаключения;
необходимость
обосновывать
ее
только
умозаключениями
всегда
лишь
относительна,
даже
субъективна.
Поскольку
все
доказательства
-
умозаключения, для
новой истины следует сначала искать не доказательство, а
непосредственную
очевидность, и лишь пока ее
недостает,
временно, строить
доказательство. Полностью доказуемой не может быть ни одна наука, так же как
здание
не может
висеть
в воздухе: все
ее
доказательства должны
вести к
созерцаемому
и
поэтому далее
уже
недоказуемому.
Ибо весь мир
рефлексии
покоится на созерцаемом мире и коренится в
нем" (Шопенгауэр А. Мир как воля
и представление. Т. 1. С. 200).
ЗАКОН МОТИВАЦИИ - закон достаточного
основания действия людей (отчасти
животных), согласно
которому
причина (основание)
действия есть мотив,
то
есть
сама
воля
(желание) отдельного субъекта,
подвергнувшаяся
познанию,
осознанию.
В отличие от
других модификаций
закона достаточного основания,
где основание изменения всегда другое, чем объект изменения, в данном законе
субъект
и
объект познания один
и тот
же - "Я": я
познаю то, что я
хочу
(объект моего познания - моя воля, мое желание).
"...Тождество
субъекта
воления
и
познающего
субъекта,
благодаря
которому
(причем необходимо) слово
"Я" включает в
себя и обозначает то
и
другое, - это удел мира,
и поэтому оно необъяснимо.
Ибо нам понятны только
отношения между объектами, а среди них два лишь постольку
могут быть одним,
поскольку они
части
целого.
Напротив,
здесь, где
речь идет о
субъекте,
правила познания
объектов неприменимы и действительное тождество познающего
и
познанного
в качестве водящего, следовательно, субъекта с объектом, дано
непосредственно"
(Шопенгауэр А.
О
четверояком ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197
198 199 200 201