|
на
самом
же
деле
изначальное
различие
индивидуумов
в
интеллектуальном и моральном отношении неизмеримо.
§ 247
Вопрос
о действительности
морали
сводится к тому,
действительно
ли
существует обоснованный принцип, противоположный принципу эгоизма?
Так
как эгоизм
ограничивается
в
своих
заботах
благом
единичного,
собственного
индивидуума,
то
противоположный
принцип
должен
был
бы
распространять заботы на все чужие индивидуумы.
189
§ 248
Корень
злого и доброго характера, насколько мы
можем проследить его в
своем познании, лежит в том, что постижение
внешнего
мира, и в особенности
живых существ,
у злого характера сопровождается постоянным "это не-я, не-я,
не-я!" - и тем в большей
степени, чем
более внешний мир подобен внутренней
сущности данного индивидуума.
У доброго характера (мы берем его, как и злой, достигшим высшей степени
выражения),
наоборот,
постоянно
сопровождающим
генерал-басом
этого
постижения внешнего
мира является непрестанно чувствуемое
"это я, я, я!" -
откуда и
вырастает благоволение и доброжелательство ко всем людям и в то же
время
радостное,
умиротворенное
и
спокойное
настроение
духа,
в
противоположность настроению, сопровождающему характер злой.
Однако все это -
лишь явление, хотя
и
схваченное в самом корне. Но с
ним
связана
самая
трудная
из
всех
проблем:
почему
при
тождестве
и
метафизическом единстве воли, как вещи в себе,
характеры
разнятся
друг от
друга, как небо от земли? Откуда берется
коварная дьявольская злоба одного?
тем ярче
выступающая доброта другого?
почему одни
были Тиберий, Калигула,
Каракалла, Домициан, Нерон? а другие - Антонины, Тит,
Адриан, Нерва и т.д.?
Равным образом, откуда
такое же различие между видами животных, а у
высших
животных пород и
между особями? злоба кошачьего рода,
наиболее развитая
в
тигре? коварство обезьян?
доброта, верность, любовь собаки? слона?
и т.д.?
Очевидно, что принцип злобы в животном - тот же, что и в человеке.
Трудность
этой
проблемы мы можем несколько смягчить, заметив, что все
это
различие
сводится,
в
конце
концов,
лишь
к
степени,
а
основные
наклонности, основные влечения находятся все
налицо во всем живущем, лишь в
очень различной степени и в различном отношении
друг к
другу. Однако этого
недостаточно.
Как основание объяснения нам остается лишь интеллект и его отношение
к
воле.
Однако
интеллект
вовсе
не
находится
в
какой-либо
прямой
и
непосредственной связи с добротою характера. Правда, мы
в самом
интеллекте
опять-таки
можем
различать
рассудок, как усмотрение
отношений по
закону
основания, - и свойственное ге-
190
нию,
независимое
от
этого
закона,
прозревающее
principium
individuationis, более непосредственное познание, которое постигает также
и
идеи, и вот именно это-то познание и имеет отношение
к морали. Но и на этом
различении основывающееся объяснение оставляет
желать многого.
"Прекрасные
духом
редко бывают
прекрасны
душой",
как
верно заметил
Жан Поль:
хотя
великие духом
никогда
также не низки душою. Бэкон Веруламский,
правда
не
столько прекрасный, сколько великий духом, был лишь плутом.
Я объяснил, что principium individuationis служат время и пространство,
так как множественность однородного возможна
лишь в
них. Но многое в то же
время и неоднородно, множественность и различность
не только количественны,
но и
качественны. Откуда последнее, особенно
в моральном отношении? Как бы
мне не
впасть в ошибку,
противоположную ошибке
Лейбница при его identitas
indiscernibilium?
Различие в интеллекте имеет свое ближайшее основание в головном мозге и
в
нервной
системе,
и
потому оно несколько более ясно:
интеллект
и мозг
приспособлены к целям и потребностям животного, следовательно - к его
воле.
Лишь у человека иногда, в
виде исключения,
замечается перевес ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97
98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201