истину, которая образует
всю совокупность философии, -
на этом предмете, как ранее на других.
Вступление к последней главе
ОБ ОТРИЦАНИИ ВОЛИ К ЖИЗНИ, ИЛИ ОБ ОТРЕЧЕНИИ И СВЯТОСТИ
В
сущности, мы
подошли уже
с рассмотрением
моральной значительности
поведения человека к
концу.
Сущность права и неправды, добродетели, порока
объяснена
и истолкована
на основании нашей метафизики природы. И потому
я
мог
бы
на
этом покончить
свои лекции. Однако
я
посвящу
еще одну главу
обсуждению такого предмета, который до сих
пор еще
никогда не
привлекался
философами к рассмотрению: отречения. Относительно этого пункта мне придется
выслушать много возражений, и я предупреждаю вас об
этом, чтобы вы остались
тем более свободными
в вопросе о том,
следует ли со
мною
согласиться или
нет.
Тем не
менее эта
глава об отречении составляет
весьма
существенную
часть моего миросозерцания. Ибо сущность отречения - в отрицании воли к жиз-
53
ни. Лишь это рассмотрение отрицания воли к жизни завершает целое здание
моей
философии,
так
как
лишь
благодаря ему
бытие
мира
представляется
относительным, именно
- вполне зависимым от вечно свободной
воли,
которая
может
как желать
мира,
так
и
не желать
его. Мир для нас
- именно лишь
проявление, отображение воли к жизни, и через
это отображение
воля познает
самое себя; ее собственная сущность дается ей как представление. Поэтому нам
нужно
рассмотреть, какое обратное
действие
на саму
волю может иметь
это
познание, и лишь через это
рассмотрение мы только и познаем конечную цель и
смысл мира явлений.
- Далее,
мы
узнали, что бытие по
существу связано со
страданием
- естественным образом возникает вопрос: осуждены ли
мы на
это
страдальческое
бытие каким-то
неотвратимым
роком
навеки, или же возможно
освобождение от
страданий; ибо доказано, что смерть не выводит нас из мира,
равно как и рождение, в
сущности, не вводит в него: лишь наше явление имеет
начало и конец, а не наша сущность в себе.
Эта последняя
глава разъясняет
все эти вопросы и вместе с
тем кладет
завершающий камень целого здания. Вам
предоставляется свобода соглашаться с
этим
или
нет.
Однако
раз навсегда
заметьте,
что
все
мои
размышления
относительно этики никогда не имеют формы закона или предписания - я никогда
не говорю, что должно делать и чего нельзя: я всегда остаюсь в теоретической
области и
лишь разъясняю, истолковываю
всякого рода
действия и
излагаю в
понятиях, что при этом происходит внутри нас.
Основное
положение всех наших прежних этических рассуждений
о
праве,
неправде,
добродетели,
пороке
было заимствовано из метафизики природы,
в
которой (метафизике) нам
стало очевидным единство вещи в себе при множестве
ее проявлений.
В последней
главе об отречении или освобождении от
воли
я
имею в
виду
больше третью часть, метафизику прекрасного, поскольку мы
уже
там,
в эстетическом созерцании, которое
представляет собою познание
идей,
нашли
состояние
безвольного
познания,
т.е.
состояние,
в
котором
мы
пребываем, не воля ~ минутное освобождение от воли. Итак, к делу.
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВЫ
Мрак,
покрывающий
все
наше
существование,
мрак,
чувствуя
который
Лукреций восклицает:
Qualibus in tenebris vitae, quantisque periclis
Degitur hocc' aevi quodcumque est! [1], -
1
В скольких
опасностях жизнь, в
каких протекает потемках этого века
ничтожнейший срок! - Примеч. сост.
этот
мрак, который вызывает за собою потребность в философии и который
философские умы в отдельные мгновения
сознают
настолько
живо,
что
могут
показаться другим людям почти что
сумасшедшими, - его нужно, следовательно,
пытаться
объяснить
не
таким
образом,
что
мы
отрезаны
от
некоего
первоначального
света, или что наш
кругозор ограничен
каким-либо
внешним
препятствием, или же что сила нашего духа несоизмерима с величием объекта, -
согласно всем этим объяснениям, мрак жизни лишь относителен, существует лишь
по отношению к нам и к нашему познанию. Нет, он абсолютен и первоначален: он
объясняется
тем, что внутренняя и изначальная сущность мира
не познание, а ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz