|
более
-
на
том,
что
рассудок
должен
непосредственно
схватить
сложные,
часто
в
несовершенном
виде
данные
причинные отношения, а разум должен заново превратить рассудочное познание в
абстрактные
мысли:
???,.
-
При
логически
и
математически
познаваемом
материал
целиком
находится в голове каждого;
и
интеллект
или
совсем не
выполняет этих своих функций (идиоты), или мыслит правильно.
Говорят
про
человека,
что
он
неправильно
построил
арифметическое
положение
и через то
стал сумасшедшим; но, вероятно, это
было лишь первым
симптомом.
§ 100
Диалектика, по
этимологическому значению слова, -
это искусство вести
беседу; но так как
никакая продолжительная беседа не обходится без
споров,
то диалектика по самой природе своей переходит в эристику.
Глава IV
МЫСЛИ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ ВООБЩЕ И ВО ВСЯКОМ К НЕМУ ОТНОШЕНИИ
§ 101
Когда
я размышляю,
то
это
мировой дух стремится осмыслить себя, это
природа желает познать и
постичь
самое
себя. Не по следам
мыслей другого
духа
хочу
идти
я,
но
то,
что
есть, я
хочу
превратить
в
познанное,
постигнутое
мыслью;
так как то, что есть, без этого не есть мыслимое и
не
становится им.
§ 102
Конец
и
цель
всякого
знания
-
то,
чтобы
интеллект
перевел
все
проявления
воли
не
только
в
интуитивное познание (так
как
в
него они
переходят сами собою), но
и в абстрактное, -
следовательно, чтобы все, что
есть в воле, было также и в понятии. К этому стремится всякое истинное, т.е.
непосредственное размышление и все науки.
§ 103
Разложение
простого
дотоле
я
на
волю
и
познание,
пожалуй, столь
же.неожиданно, как и разложение воды на водород и кислород: это разложение -
поворотный
пункт моей философии,
а
наряду с ним
-
строгое разграничение
интуитивного познания от рефлективного.
§ 104
Лавуазье разложил воду,
считавшуюся до него первоэлементом, на водород
и кислород и создал благодаря этому новую эру в физике и химии.
124
Я
же
разложил то, что до сих пор именовалось душою или духом, ???, на
два
в корне различные начала, волю и представление, благодаря чему началась
истинная метафизика. Ибо все системы
до сих пор начинали или с материи, что
давало материализм, или с духа, души,
что
давало идеализм или,
по крайней
мере, спиритуализм; они считали
мир следствием
познания
(??? Анаксагора),
тогда как познание уже предполагает мир. Как очень хороший пример
см. Plato
de legibus X, p. 79-83 Bip. [1]
1
Согласно ему, всякое движение
и всякое
бытие исходит из
и в
силу
этого
- из познания и
представления, и так же думали и
думают все,
кроме
материалистов
гилозоистов;
тогда
как
поистине
изначальное,
или
первый
принцип в вещах не ???,
a употребляя химическое выражение, основание ???, a
это
и
есть воля. Самая ??? есть уже нечто сложное,
она соединена
с
???,
который вторичен. - Все философы заблуждались, считая душу или дух, или "я",
в котором
мы мыслим волю
и познание как единое целое,
за нечто простое, и
заблуждение их
аналогично
заблуждению
физиков,
которые принимали воду за
простой элемент.
Оба направления, однако, всегда приводили в
конце концов к нелепостям,
и все системы оказывались несостоятельными.
Я принял одну составную
часть ???, волю, как нечто первое и первичное,
другую же, именно познающую
или субъект, - как второе, вторичное, а материю
- как необходимый
коррелят этого вторичного, так как материя невозможна без
представляющего субъекта, а представляющий
субъект -
без материи. Первое -
потому, что материя как таковая существует лишь
в представлении, второе
же
потому, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201