их совсем
не замечать
этого или даже гладить милейшие наросты и волдыри. Наоборот, гениальные люди
могут лишь тогда быть
лично любимы многими (ведь об уважении, основанном на
авторитете, здесь нет речи),
когда боги даровали
им ко всему прочему еще и
невозмутимую ясность духа
и
жизнерадостную приветливость
к
миру, или
же
когда и их тоже понемногу научили брать людей попросту такими, каковы они на
самом деле, т.е. дураков одурачивать, - как это и следует.
§ 595
На высотах, конечно, должно быть одиноко.
§ 596
Наша постоянная неудовлетворенность имеет большей частью свое основание
в том, что уже инстинкт самосохранения, переходя в
себялюбие, вменяет нам в
обязанность
максиму
всегда
иметь в виду то, что
от нас ускользает, чтобы
потом стремиться к обретению
его. Поэтому
мы всегда озабочены
тем,
чтобы
найти
то, чего
у нас нет, и
направить
на него свое стремление; а чем
мы
владеем, того указанная максима заставляет нас попрос-
349
ту -
не
замечать. Поэтому,
как только
мы
достигли чего-нибудь,
мы
обращаем на это гораздо меньше
внимания, чем прежде; мы
редко
отдаем себе
отчет в том,
что
у
нас
есть, зато всегда
- в
том,
чего у нас нет. Эта
максима эгоизма, которая, правда, хороша для того, чтобы доставлять средства
к определенной цели, разрушает, однако же, вместе с тем и
последнюю цель, а
именно
- удовлетворенность; она
поэтому -
тот медведь, который убивает на
пустыннике муху. Мы
должны были
бы
ждать,
пока потребности и
лишения не
заявят о себе сами, вместо того чтобы отыскивать их; так и делают от природы
довольные натуры - ипохондрики же поступают как раз наоборот.
§ 597
Натура, которая находится в гармонии с собою, - это человек, который не
хочет быть ничем иным, кроме того, что
он есть, т.е.
который, узнав (путем
опыта) свои сильные и слабые стороны, пользуется первыми
и скрывает вторые,
а не играет на фальшивые деньги, т.е. не старается показать силу там, где ее
у него нет. Это создает приятный разумный характер, и именно потому, что то,
что есть
человек,
т.е.
все его духовные и
телесные
свойства, собственно
только
- явление его воли,
представляют
собой именно то, чего
он
хочет;
поэтому величайшее с его стороны противоречие хотеть, несмотря на
это, быть
чем-нибудь иным, чем он есть.
§ 598
Редкостные
натуры,
чудаки,
могут стать
счастливыми
только
в
силу
редкостных
обстоятельств, которые как
раз подходят к
их натуре
так,
как
обыкновенные -
к
людям
обыкновенным; а
эти
обстоятельства могут
в свою
очередь возникнуть только вследствие
совершенно
своеобразного совпадения с
редкостными натурами совершенно
иного
рода, которые, однако
же,
как
раз
подходят к первым. Поэтому редкие и редкостные люди редко бывают счастливы.
350
§ 599
Собственно, нет иного наслаждения, как
то,
чтобы пользоваться
своими
силами и чувствовать их,
а величайшая боль - это восприятие недостаточности
сил там,
где они
нужны.
Поэтому
пусть каждый,
для
своего благополучия,
исследует, какие у него
имеются силы и каких
у него
нет:
пусть он
затем
развивает свои преобладающие
силы до высшей степени и мощно пользуется ими;
пусть он идет
по тому пути, где пригодны его силы, и пусть избегает, даже с
преодолением
самого
себя,
такого пути, где требуются
силы,
которыми
он
обладает в
незначительной
степени. Поступая так, он будет часто с радостью
сознавать свою
силу и
редко с болью
- свою слабость, и ему будет
хорошо;
если же он
даст увлечь себя к таким начинаниям, которые требуют силы совсем
иного рода,
чем
те, какие
в нем преобладают, то
он испытает
уничижение,
которое, быть может, представляет собой величайшее из духовных страданий.
Но
у
всего
есть две
стороны:
кто будет там, где
у него мало силы,
слишком
мало доверять
себе и
никогда
не захочет там попытать себя,
тот,
во-первых, не
научится пользоваться той небольшой силой, какая у него есть,
и ее развивать, а
во-вторых, оставит и там, где он по крайней мере вышел бы
не
совсем
с
пустыми руками, совершенный
пробел
в
своих
стремлениях
и ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz