|
вместо
этой чудовищной гипотезы, что
условием возникновения
новой
жизни
(растительной или
животной)
является
настоящий атмосферный
воздух,
а
не его
химическое
бездушное
подражание
(также
не
воздух,
у
которого
с
помощью
реагентов
(как
выше)
отнята
животворящая
сила),
так
как
атмосферный
воздух
содержит
что-то,
не
воспринимаемое
нами
(вроде,
например,
озона),
недостающее
воздуху
искусственному.
1 Это сказал и Пуше, 17 января, в виде добавления.
Encheiresin naturae зовут... и т.д.
Вообще же,
моя
illustres confreres,
generatio aequivoca до известной
степени очевидна - на том основании, что животные всякого рода действительно
существуют.
Откуда же, откуда
взялись бы они
в
противном случае, хотя бы
сколько-нибудь мыслимым образом? Что же
думают эти господа? С неба, что ли,
они
свалились? Единственно
возможная
мысль
-
та,
что из неорганической
природы возникли низшие растения, из их гниющих остатков -
низшие животные,
а из последних - высшие, последовательными ступенями.
Я
не думаю, чтобы
эти
господа были из жидов -
хотя
и
чувствую уже
что-то вроде Foetor judaicus.
158
§ 186
До сих пор философы много старались о том,
чтобы поучать свободе воли,
я же буду учить всемогуществу воли.
§ 187
Тяготение к колдовству коренится в
сознании, что у нас и у всего мира,
наряду с нашей временной природой
и
временной природой мира, имеется еще и
природа вневременная, путь от которой
к каждому пункту в пространстве
и во
времени, а значит, и к каждой материи одинаково короток. Суеверие же, далее,
возникает благодаря амфиболии
понятий,
именно - мы
просматриваем, что все
действия и
поступки
совершаются
уже
во времени,
следовательно,
никакое
волшебство невозможно, и, хотя самая воля магична (как я уже часто говорил),
но
никогда
не ее
проявление;
этот
искомый
путь
от нашей
вневременной
сущности к каждому пункту во времени хотя и открыт для нашей воли, но не для
проявления ее -
индивидуума;
он ведет,
следовательно,
лишь
чрез смерть.
Однако
кажется почти, что в
магнетическом сне
найден такой путь,
который
обходит смерть; также ясновидение соответствует понятию волшебства.
§ 188
Диана (Diva Jana) -
это Геката как богиня луны; ибо магическое влияние
луны было известно уже давно.
§ 189
Если принять во внимание, какое значение имела вера в
магию у индусов,
халдеян,
евреев, греков, римлян,
у всех христианских
и
почти
всех диких
народов, короче - во все
времена и
во
всех
странах, вплоть до профессора
Томазия, который в начале
прошлого столетия доказал, что вера эта суетна, и
тем положил конец процессам о
159
ведьмах, тянувшимся в течение всего средневековья, - ведь даже у римлян
встречаются
различные
leges против
maleficos, maleficia, veneficia,
один
закон
даже в двенадцати таблицах (см. Plin. hist. nat. L. 30,
с. 3),
- то
могло бы, пожалуй,
явиться
искушение
усмотреть во всеобщности
этой
веры
аргумент
в пользу ее правильности, если бы argumentum e consensu gentium не
был
раз
навсегда
отвергнут.
Однако
можно думать,
что так
как
человек
внутренне
сознает себя
микрокосмом, т.е. чувствует,
что воля в нем служит
сокровеннейшим
творческим
принципом
всех
вещей, и
именно в
силу
этого
приходит к
допущению, что
все присущее воле, как вещи в
себе, принадлежит
также и ее
проявлению, а также что мир как представление, так как он вообще
зависит от субъекта, не может быть вполне независимым также и от индивидуума
как носителя субъекта, - можно думать, что из обоих этих воззрений вырастает
вера в то, что воле человека доступно непосредственное воздействие на всякую
часть внешнего мира; а это и есть самое существенное в вере в магию, так как
на
всякие
церемонии можно
смотреть
как
на
простое
средство к
точному
истолкованию индивидуальной воли, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201