на печальные периоды твоей
жизни
и воспроизведи снова перед
твоими духовными
очами сцены огорчения,
многие
часы одинокой
скорби. Что
видишь
ты?
Простые
картины, которые
равнодушно
стоят
перед
тобой.
То
мучение, которое оживляло их, ты не можешь воскресить вместе с ними. Картины
стоят теперь
перед тобой, бездушные и равнодушные.
Почему? Потому
что все
это - простая скорлупа без ядра, все это существует только
в представлении,
потому
что видимое и представляемое - простая оболочка, которая приобретает
значение только от того, что в ней заключается, - от воли и ее движений. Мир
представления со всеми его сценами,
печальными и радостными, не реальное, а
только зеркало реального. Реальное - это воля, твоя воля: после всей
печали
и радости,
через
которые
она прошла, она все
еще
налицо в неуменьшенной
реальности. Те сцены печали и радости стоят перед нами как простые, мертвые,
равнодушные
картины,
потому что они и раньше, да
и вообще, не были
ничем
иным.
Короче - можно сказать так:
Что отличает пустую картину прошлого от настоящей действительности?
В
области одного
представления -
ничто; ибо в качестве представления
одно так же совершенно, как другое.
А
отличает
их
то,
что
в последней
заключается, кроме всего, еще и
сильное или слабое
движение воли; оно вложено
в нее действием, завернуто в
нее и дает
ей таким
путем реальность, наподобие
того,
как
зернышко соли
придает безвкусной воде известный вкус.
220
§ 312
Ut
mundus, sive
homo, summam ac veram felicitatem adipisceretur, ante
omnia oporteret, tempus sistere [1].
1 Чтобы мир или человек обрел высшее и истинное счастье,
нужно было бы
прежде всего исчезнуть времени (лат.).
§ 313
Если толком
подумать, то придешь к
заключению, что все, что погибает,
собственно никогда взаправду и не было.
Глава XI
К УЧЕНИЮ О СТРАДАНИИ МИРА
§ 314
На одном из предшествовавших листов я разъяснил,
до какой степени этот
мир должен быть полон горя, вражды
с самим
собою, ошибки, глупости, злобы,
потому что
он существует
благодаря
тому, чего не
должно бы быть.
Именно
потому
рассудок, который
тоже обусловлен тем, чего
не
должно
бы быть, а
именно временем, - никогда не может познать истинное существо вещей.
§ 315
Чтобы
человек сохранил в себе возвышенный образ мыслей, направлял свои
мысли
от временного
к
вечному, одним
словом -
чтобы в
нем жило
высшее
сознание,
ему
необходимы боль, страдание и неудачи
так же, как
кораблю -
отягчающий его
балласт, без которого он не измерит глубины, станет игрушкой
волн и ветров, не пойдет по определенному пути и легко перевернется.
§ 316
1) Что мы вообще хотим - в этом наше несчастие; а чего именно мы хотим,
это совершенно безразлично. Но
хотение
(основная ошибка) никогда
не может
быть
удовлетворено;
поэтому
мы
никогда не
перестанем
хотеть,
и
жизнь
представляет собою длительную ошибку; ибо она
ведь только явление
хотения,
объективированное
хотение. Мы
постоянно
мним, что
желанный объект
может
положить
конец
нашей воле,
между тем как, наоборот, только
мы сами можем
сделать это [1] - тем именно, что мы перестанем хотеть. Это (освобождение от
воли) происходит в силу высше-
222
го познания; поэтому
Oupnekhat,
vol
II, p.
216 говорит: tempore quo
cognitio simul advenit amor e medio
supersurrexit; под amor здесь имеется в
виду майя
(Maja),
которая именно и
представляет
собою хотение, любовь (к
объекту),
объективирование
чего,












или
явление
и есть
мир,
и
которая в
качестве основной ошибки одновременно как бы является началом и
зла, и мира
(что, собственно, одно и
то же). Из последнего ясно, что несравненно больше
истины сказать: дьявол
создал мир, чем: Бог создал мир; точно так же больше
истины в утверждении:
мир одно
с
дьяволом, чем:
мир
одно с
Богом. Ведь
высшее сознание не принадлежит к миру, а противостоит ему, не хочет его.
1 Ибо желанный объект,
как только он достигнут,
принимает только иной
вид
и стоит перед нами снова: это
-
истинный
дьявол, который дразнит нас
каждый раз под новой внешностью. Бесконечно разнообразны меняющиеся мотивы -
мотивы-примеры,
из совокупности
которых
мы должны
путем абстракции найти
сущность нашей воли. Без мотивов нельзя
было бы прийти ни к какому познанию ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz