|
благодеяние,
которое
доставляет
религия,
служащая
предметом
искренней веры,
заключается в том, что она превосходно заполняет
пустоту
и пошлость
жизни, даруя
целый второй невидимый мир наряду с миром
действительным
и
доставляя
возможность
постоянного
интересного
и
возвышающего
дух
общения
с
существами того второго мира. Так,
набожного
индуса, грека, католика прежних времен постоянно занимали его боги и святые,
которым надо было приносить жертвы, возносить
264
молитвы, воздвигать
и
украшать храмы, давать обеты
- и их выполнять,
справлять церковные службы, таинства, воздавать
поклонение, украшать иконы,
совершать
паломничества и т.д. Всякое
событие в жизни
рассматривалось как
воздействие этих существ; и так общение с ними занимало почти половину жизни
и
было
гораздо интереснее, чем общение с людьми, и так украшало
эту жизнь
поэтической
иллюзией, которая
придавала ей постоянную
привлекательность и
всегда поддерживала надежду. А в конце концов, иллюзия - всякое счастие. Все
это, конечно,
может
дать
только такая
религия, которая
служит предметом
серьезной
веры и
которая богата рожденными мечтой богами и
требует
много
церемоний, - а
не плоский, абстрактный, строго
монотеистический и на разум
опирающийся
протестантизм;
поэтому
Гете
совершенно
прав в
том, что
он
говорит
в своей биографии о таинствах католиков и протестантов. Наше время,
когда
религия почти
совершенно
вымерла,
лишено
этих волшебных
чар.
Но
освобождение от ошибок, хотя бы
они и давали счастье, всегда желанно. Кроме
того, у этого
служения богам
и святым есть всегда
тот
недостаток,
что в
случае несчастий люди тратят
силы
и
время на молитвы
и жертвоприношения,
вместо того чтобы оказать им деятельное противодействие.
§ 384
Католическая
религия
представляет
собою указание,
как
добыть
небо
попрошайничеством, ибо заслужить его было бы слишком неудобно. Попы являются
посредниками в этом попрошайничестве.
§ 385
Кто
ищет
награды за свои
деяния, в
этом ли, в том
ли
мире, тот
-
эгоист. И потеряет ли он ее здесь в силу случайности, которая царит над этим
миром, или там в силу
пустоты
того мечтания, которое этот
будущий мир для
него воздвигло, это - одно
и то
же, а именно: это в обоих случаях - только
повод, который мог бы исцелить его от хотения, от стремления к целям.
265
Но уж если у кого-нибудь имеются цели его эгоизма, то я
должен
больше
уважать его в том
случае,
когда он стремится к ним по способу Макиавелли и
старается
достигнуть их
умом и знанием тех мотивов
и причин,
из
которых
вытекают действия, - чем
тогда, когда
он раздает
много подаяний в надежде
получить когда-нибудь все обратно
десятерицей и
воскреснуть в том
мире
в
виде
богача. (Между обоими
способами нет иной разницы,
кроме той, которая
основывается
на
уме.) И
если я
радуюсь той
помощи, которую
оказал этот
человек
какому-нибудь
несчастному,
то
моя
радость,
однако,
была
бы
совершенно такой же, если
бы этому несчастному оказал помощь тот или другой
случай, найденный клад.
Тем не менее нельзя забывать,
что иной дает
из чистой
любви (а она -
сострадание) и
доброй
воли;
но когда он хочет отдать в этом
деянии отчет
своему разуму, то по
недостатку знания и истинной философии он унимает свой
разум
всякого
рода догмами.
Это
совершенно безразлично
и не лишает
его
поступка его истинного значения и его ценности.
§ 386
Миф
о
переселении душ до такой
степени богат содержанием, так важен,
так непосредственно близко стоит к философской истине из всех мифов, которые
когда-либо
создавались,
что
я
считаю
его
non
plus
ultra
мифического
изображения. Потому-то его так и чтили и применяли также Пифагор и Платон; а
тот
народ, у которого он ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132
133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201