|
изложения; но
в
наши
дни
чувствуется
больше
нужды
в ограничении такой
смелости, чем в поощрении.
321
§ 535
Быть
записанными и
напечатанными, чтобы действительно составить некую
часть в литературе известной нации и жить века, заслуживают только те мысли,
которые способен мыслить совершенно необыкновенный индивидуум, и
то
лишь в
совершенно исключительные моменты. Ибо только они и есть
те мысли,
которые
человечество могло развить
из себя лишь один раз
- и
может
быть, никогда
больше - и которые поэтому заслуживают, чтобы их удержали и сохранили.
Записать факты и
их ближайшую
связь
может почти каждый, а
способный
человек может сделать это во всякое время. Но на собственные творения
духа,
на
мысли, которые, как такие
и сами
по
себе, обладают вечной
ценностью,
обыкновенный
человек
не
способен
никогда,
а гений
-
только
в
редкие
мгновения. Поэтому всякое
творение духа,
притязающее
на такую объективную
ценность,
неудачно
и обречено
гибели,
если
автор
его
обладает
только
нормальными духовными
силами, а
также, хотя
оно в
таком
случае и
менее
неудачно
и позднее погибает, - если
он писал
его как
очередную работу, к
которой он, как всегда, приступил с мыслью: "Ну, а теперь я
засяду писать".
Ибо в таком случае пишет он только по воспоминанию, и притом по воспоминанию
совершенно общему, добытому абстракцией из многих разновременных интуиции. У
него
налицо одни только понятия;
в минуты же вдохновения человек пишет под
влиянием наличной интуиции, нового
свежего appercu, перед которым для
него
исчезает
весь
остальной
мир.
Всякое
другое
мышление
-
это
простое
перетасовывание уже
законченных, готовых
понятий, разделение
и соединение
их,
как это делается
в уравнениях с
алгебраическими
величинами.
Подобно
такому
алгебраическому вычислению, оно
представляет собою только выяснение
того,
что
было уже
дано в самой задаче:
превращение implicite данного
в
explicite
познанное; а таким
путем не возникает, собственно, никакое новое
знание на свете. Подобное
знание вытекает только из интуитивного постижения
вещей с какой-нибудь новой стороны. Оно создается само собою, а не так,
как
мышление,
т.е. не
путем
напряжения,
которое
в конечном
счете
все-таки
исходит из воли - последняя же в интуитивном познании совсем не участвует.
322
§ 536
Всякий, кто писал гениально, видел духов.
Ибо
если бы он
воспринимал
действительность, то он приспособился бы к человеческому мнению вообще или к
заблуждениям
своего
времени,
не
выражался
бы
метко
в
каждом
слове,
совершенно наперекор и этому мнению, и
этим
заблуждениям, и не проходил бы
часто мимо господствующего заблуждения, не удостаивая его заметить,
хотя бы
в форме противоречия.
§ 537
Обилие
цитат
увеличивает наше
притязание на
ученость, но
уменьшает
притязание
на
оригинальность,
а
что
такое
ученость
в
сравнении
с
оригинальностью!
Оттого
цитатами
надо
пользоваться
только там,
где
мы
действительно нуждаемся в чужом авторитете. Иначе же, когда мы
подтверждаем
свое мнение аналогичным изречением какого-нибудь прежнего великого писателя,
то зависть же представит дело так,
будто мы и самую мысль почерпнули только
из
этого
источника (так поступил, например,
Ретце
с
одним
словом Якоба
Беме).
Итак, если мы
находим, что
великие
прежние авторы держатся одного
мнения с нами, то это очень пригодно для того, чтобы укрепить и поощрить нас
в нашей
уверенности, что наши мысли верны. Но
цитировать
этих
авторов не
следует,
исключая особые
случаи - например, "Физиологию"
Шталя, и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157
158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201