степени
проступает
сострадание
к
самому себе.
В замке Capo di
Monte есть прекрасная картина, изображающая эту сцену,
кисти одного молодого венецианца, по имени Айес.
§ 234
Когда два противоположных и одинаково сильных мотива А и В действуют на
известного человека и для
меня очень важно, чтобы он избрал А, и
еще более
важно, чтобы
он и
впредь оставался верен своему выбору, так как,
в случае
непостоянства, он предаст
меня или
что-нибудь
подобное, - то я
не должен
поступать
так, чтобы, например, препятствовать полному
воздействию на него
мотива
В
и
подставлять
ему всегда лишь А:
тогда
я
никогда
не
мог бы
рассчитывать на
его
решение; нет,
я должен
в высшей
степени живо и ясно
представить ему зараз
оба
мотива, так чтобы
они
подействовали на него со
всею
своей
силою;
выбор
тогда
определится
решением его сокровеннейшего
внутреннего существа и
останется
поэтому прочным
навеки;
говоря: "я хочу
этого
- он уже сказал: "я должен
это". И
вот я уже познал его волю и могу
столь
же прочно обосновать
на ней
свои выводы, как
на силе природы:
как
очевидно, что огонь жжет, что вода орошает, так же очевидно, что он поступит
по
тому мотиву,
который оказался для него сильнейшим. Понимание,
познание
можно приобретать и вновь терять, его можно изменять, улучшать, ухудшать; но
волю нельзя изменить;
поэтому "я
понимаю",
"я познаю", "я постигаю" - все
это
изменчиво
и
ненадежно,
-
"я
хочу",
сказанное
согласно
правильно
познанному мотиву, прочно, как сама природа.
Но
в
"правильном познании"
и
кроется
трудность:
с
одной стороны,
познание
мотивов
может
у
этого
человека
измениться,
исправиться
или
уклониться на ложный
путь; с
другой -
положение его
может
подвергнуться
изменению.
183
§ 235
В Ватикане стоит бюст Биаса с надписью:
??? [1].
1 Большинство людей - люди дурные.
Это, по-видимому, было его изречением.
§ 236
Нужно обладать почти безграничною терпимостью и миролюбием, потому что,
если из каприза
не простим жалких или невыгодных черт какому-нибудь
одному
человеку, тяготеющих на нем, то
мы
окажем
совершенно
незаслуженную честь
всем другим.
Но зато уж только крохи мы и можем предложить
человечеству, и
само
собою
понятно, какого рода дружбу
мы
вообще
питаем к человеческому
племени - дружбу, которую мы соглашаемся вернуть почти всякому, что бы он ни
наделал.
§ 237
Подобно тому как самое
красивое человеческое тело содержит внутри себя
кал и зловонный запах, так и у
благороднейшего
характера имеются отдельные
злые черты, и величайший гений носит следы ограниченности и безумия.
§ 238
1)
Кто-то
заметил
мне однажды,
что
в каждом человеке кроется нечто
очень
доброе и
человеколюбивое и точно так же нечто
злое
и враждебное; и
смотря
по
тому,
что в нем
пробуждено, проступает то или
другое
наружу.
Совершенно верно.
2) Вид чужого несчастия возбуждает не только
у различных людей, но и у
одного и того же человека в одно время безграничное сострадание, в другое же
-
известное
удовлетворение,
которое может возрасти
до
самого
жестокого
злорадства.
184
3) Я замечаю на самом себе, что в одно время я на все существа смотрю с
сердечным
сожалением, в
другое
же
- с величайшим равнодушием, порою
- с
ненавистью, даже со злорадством.
Все это ясно
показывает,
что у
нас имеется два различных, даже прямо
противоречащих
способа познания: один по principio
individuations, который
показывает нам все существа как совершенно чуждые нам, как решительное не-я;
тогда мы не
можем ничего
чувствовать к
ним,
кроме
равнодушия,
зависти,
ненависти, злорадства.
Другой
способ познания, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz