верою
и
своим
Аристотелем
построили
христианско-аристотелевскую
метафизику;
единственным
материалом для
постройки
служили
им
в
высшей
степени абстрактные понятия, далекие
от всякой наглядности: ens, substancia
и forma accidentalis, qualitas, quantitas [1] и т.д. Реальных же
познаний у
них не было совсем: церковная
вера заступала
место действительного мира
-
мира
опыта. И
как древние, а в настоящее
время мы
философствуем об
этом
действительном,
данном
в
опыте
мире, так
схоластики
философствовали
о
церковной вере: ее объясняли они, а не
мир. Настолько далеки
были
они
от
реальных познаний,
это с величайшей наивностью сказывается в том, что почти
все их примеры взяты
из мира сверхчувственных
вещей; например: Sit
aliqua
substantia, е. с, Deus,
Angelus,
- ибо все подобное было им ближе, чем мир
опыта.
1
Конечное,
субстанция
и
акциденция
(случайная
форма),
качество,
количество (лат.). - Примеч. сост.
Руководствуясь непонятой,
да
и, в
таком совершенно искаженном
виде,
непонятной
аристотелевской
метафизикой,
построили
из
таких
абстрактных
понятий и их
развития некую философию, которая, однако, должна была во всех
своих
частях
гармонировать
с
существующей
и
чудесным
образом
ей
соответствующей
церковною
верою.
Живой,
деятельный
дух,
не
зная,
чем
заполнить досуг, брал то, что единственно было у
него в распоряжении, - эти
абстрактные
понятия,
приводил
их
в
порядок,
расчленял,
соединял,
перевертывал
их на все
лады и
даже в этом
бесплодном занятии развертывал
иногда
изумительные
силы,
проницательность,
дар
комбинирования,
основательность,
достойные лучшего материала. У схоластиков можно встретить
даже немало верных и прекрасных мыслей, а также и поучительных
исследований
в области человеческого духа; но на чтение пространных писаний этих праздных
мыслителей нужно
затратить
так много
времени,
что
отваживаешься на
это
крайне редко [1].
1 (Как образчик Suarez disp. met).
Видимо,
здесь Шопенгауэр
имеет
в виду
работу
испанского теолога
и
философа Франциско Суареса (1548-1617). - Примеч. сост.
37
Но когда свет
возрожденной
классической
литературы
пронизал
своими
лучами
ночь схоластики и
рассеял мрак, сделал умы
людей восприимчивыми
к
лучшему
и,
в
сущности,
нанес
первый
удар
церкви,
за
которым
вскоре
последовал другой,
более
сильный, - Реформация, тогда
появились наконец в
конце
XVI столетия люди,
которые учением и примером
показали, что за теми
временами,
когда
человечество
упало
так
низко
(в
интеллектуальном
отношении), что оно совершенно не смело полагаться в чем-либо на собственные
свободные
от всякого гнета духовные силы,
даже считало это дерзновенным
и
преступным и уповало
исключительно
на откровение
и творения
древних, эти
памятники благородного и более могучего поколения, - что за этими временами,
говорю я,
могли все-таки последовать другие,
в
которые человечество могло
выйти из состояния несовершеннолетия и
вновь
приобрести
собственные силы,
стать
на собственные ноги.
Уже
Карданус
[2]
дал пример самостоятельного
исследования
природы
и
самостоятельного
размышления
над ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz