и
закон основания есть лишь выражение
ничтожности
всякого
представления).
Напротив,
для
нас
стало
теперь
очевидным, что мир не есть какое-то большое X,
не грандиозное шарлатанство,
что
нечего искать чего-то
спрятанного; но что характер мира
- безусловная
честность, что он и на самом деле есть то, за что он себя выдает,
и что для
полного откровения нам надо только
замечать
окружающее и хорошенько в него
вглядываться [1].
1 "Что
ты хочешь, бедняга,
предложить? Ты же имеешь яства, которые не
насыщают,
у тебя есть червонное
золото, которое
беспрестанно, как
ртуть,
расплывается у тебя в руке, - игра, в которой никогда не выигрываешь. Покажи
мне
плоды,
которые гниют,
прежде
чем их срывают, деревья, которые каждый
день зеленеют сызнова" (Гете).
Характер
мира был бы фальшивым в
том случае,
если
бы при созерцании
вещи истинное
познание ее сущности не было законченным и для достижения его
надо
было
искать чего-то вполне
отличного
от
вещи, ее
основания. Такое
познание, отсылаемое
все далее от одной вещи к другой,
-
только конечное,
пригодное
лишь для разума, для науки: философское
познание довлеет
себе и
законченно, это
- платоновская
идея, получаемая через
ясное, объективное,
наивное созерцание:
в
нем каждая вещь
выдает
себя за
то, что
она есть,
высказывает
себя
до конца и не отсылает от
одной вещи к
другой,
подобно
закону основания.
61
Разве могло бы в противном случае всякое искусство быть тем прекраснее,
чем
оно объективнее и наивнее? Но тут может
возникнуть вопрос:
"Зачем
же
тогда философия? Мир видим мы все,
и
этим нам дана
вся мудрость, и дальше
нам нечего искать!"
На это должно прежде всего ответить вопросом: что такое
вообще заблуждение и истина? - Мир не лжет; в
то время как мы его созерцаем
(чувствами
и
рассудком),
мы
не
можем заблуждаться; не
лжет нам и
наше
собственное сознание:
наша внутренняя сущность есть
то, что она есть: ведь
это
- мы
сами,
каким
же
образом
возможно заблуждение?!
-
Заблуждение
возможно
лишь
для
разума,
оно
встречается
лишь
в
понятиях.
Истина -
отношение суждения к чему-либо, находящемуся вне его. Мы заблуждаемся, когда
соединяем понятия таким
образом,
что соответствующего этому соединения
не
существует
вне этих
понятий,
как,
например,
в
суждении
"мир
и я
сам
существуют
лишь
как следствия некоего
основания".
Материал, из
которого
должна
быть
создана философия,
это -
понятия;
они
(а
следовательно, и
способность
их,
разум)
для
философа
составляют то же,
что
мрамор
для
скульптора; философ - художник разума: его деятельность, т.е. его искусство,
состоит
в
том, что
весь
мир,
т.е.
все
представления, а также
то, что
находится
в нашем внутреннем мире (не
как представление,
а как сознание),
что
все это он
отражает для разума, соединяет соответствующие
всему этому
понятия,
следовательно -
точно повторяет in
abstracto мир и сознание. Как
только
это
будет сделано,
как
только
все,
что
находится
в
сознании,
расчлененное на понятия
и вновь соединенное
в
суждения, будет
предложено
разуму - появится
последняя, неопровержимая, вполне удовлетворяющая система
философии, создание искусства,
материалом для которого
послужили
понятия.
Вполне
объективной, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz