|
является
единственным преодолевающим весь чувственный мир оружием, - вот что именно и
делает
человека
столь бесконечно
более
страшным,
чем
животное, так как
последнее производит лишь то, чего требует влечение данного момента, человек
же поступает, руководствуясь понятиями, которые могут требовать
уничтожения
мира [1].
1 Сопоставление чести
с добродетелью облегчается также
тем,
что тот,
кто может проводить свою волю, показывает, что он мог бы
проводить ее также
в
том
случае,
если
бы эта воля была
добродетелью. Более, чем все
здесь
приведенное, побудило
к этому то обстоятельство, что те из наших поступков,
которые
мы
должны бы презирать
и
сами, снискивают презрение и со стороны
других, и поэтому многие,
которые не боятся чести, не хотят
и добродетели.
Но когда мы должны
выбирать между нашим одобрением и
осуждением света, как
это часто
бывает при запутанных
случаях
и
заблуждениях, -
куда девается
тогда принцип чести?
168
Два характерных примера принципа чести имеются у Шекспира, К. Henry VI,
Part
II, Act IV, Sc.
I. Один
пират
хочет своего
пленника
убить,
а не,
подобно другим пиратам, взять с него выкуп, так как он при взятии его в плен
потерял глаз и считает, что честь его, пирата, и его предков будет замарана,
если
он, как купец, позволит себе
откупиться от мести.
Напротив, пленник,
герцог Суффолкский, предпочитает скорее, чтобы голова его болталась
на рее,
чем обнажить ее перед таким низким
человеком, как пират, и подойти к нему с
просьбою.
§ 214
Подобно тому
как
гражданская честь,
т.е. мнение,
что мы заслуживаем
доверия, служит палладиумом тех, которые хотят идти в
мире дорогою честного
снискания, так
и
рыцарская честь,
т.е.
убеждение в том, что
нас
должны
бояться, служит палладиумом
тех, которые хотят идти
в жизни путем насилия;
поэтому
рыцарская честь
возникла
среди
разбойничающих и
других
рыцарей
средневековья.
169
§ 215
Действия инстинктивные -
это такие
действия, которым
понятие цели не
предшествует, как при всяких других, а за которыми только следует. Инстинкт,
следовательно, это - a priori данное правило такого
действия, цель которого
может быть неизвестною, так как понятие цели не требуется для того,
чтобы к
ней
прийти.
Напротив,
действие
разумное
или осмысленное
происходит
по
правилу,
которое
найдено самим рассудком
сообразно с
известным
понятием
цели; поэтому такое действие может быть и ошибочным, инстинкт
же непогрешим
[1].
1 Ср. об априорности инстинкта Платона: Филеб, р. 257. Платону инстинкт
кажется
воспоминанием о
чем-то таком, что еще никогда не
ощущалось. Точно
так же всякое учение по Платону (Фе-дон и др.) есть воспоминание; у него нет
никакого
другого слова, чтобы выразить данность
a
priori,
прежде всякого
опыта.
Следовательно, существует три рода данного a priori:
1) Теоретический разум, т.е. условия возможности всякого опыта.
2) Инстинкт, правило к
достижению некоей неизвестной, споспешествующей
моему чувственному бытию цели.
3) Моральный закон, правило к некоему действию без цели.
1)
Разумное
или
осмысленное
действие происходит
согласно понятию о
цели, по предначертанному правилу.
2) Инстинктивное действие - по правилу без понятия цели.
3) Моральное - по правилу без цели.
Подобно
тому
как,
далее,
теоретический
разум
представляет
собою
совокупность правил, которым должно подчиняться все мое познание,
т.е. весь
мир
опыта
- так, инстинкт
-
это совокупность правил,
по которым
должны
происходить все мои действия, если они не встречают никакого препятствия.
Поэтому,
как
мне
кажется,
название
практического
разума
наиболее
подходит к инстинкту: ибо он
определяет, подобно теоретическому разуму, то,
что должно быть для всякого опыта.
170
Так называемый моральный
закон, напротив, есть
лишь одностороннее,
с
точки зрения инстинкта взятое, выражение высшего
сознания, которое лежит по
ту
сторону
всякого
опыта,
следовательно,
и
всякого
разума,
как
теоретического, так
и практического (инстинкта), и не имеет к нему никакого
иного отношения,
кроме
того, что в силу таинственной
своей связи
с ним в
одном
индивидууме сталкивается с ним, и тогда
индивидуум должен
выбирать,
хочет ли он быть разумом или высшим сознанием. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87
88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201