|
второй
воздействует на
волю.
Затем прекрасное состоит
в
достижении
идей,
познание
которых
происходит
помимо
закона
основания;
наоборот,
интересное всегда возникает
из хода событий,
т.е. из сплетений,
возможных лишь при законе основания в его различных проявлениях.
Существенное
различие
между
интересным
и
прекрасным
теперь
ясно.
Истинною целью
всякого искусства, а также
и поэзии мы признали прекрасное.
Теперь возникает лишь вопрос, не есть ли
интересное -
вторая
цель поэзии,
или не средство ли оно для изображения
прекрасного, или не возникает ли оно
одновременно
с
прекрасным как
существенный его
признак и обусловлено его
присутствием,
или
не соединимо ли
оно
по
крайней мере
с главной
целью
искусства, или, наконец, не противоречит ли оно ей и не нарушает ли ее.
Прежде всего: интересное встречается
лишь в поэтических произведениях,
но не в произведениях пластических искусств, не в музыке и не в архитектуре.
В
них
оно даже
немыслимо
-
разве в
том
случае, если
для
одного
или
нескольких
зрителей
оно
является чем-то индивидуальным:
например,
когда
картина - портрет любимого
392
или ненавистного лица, здание - мое жилище или моя тюрьма, музыка - мой
свадебный танец
или марш, который сопровождал
меня на войну.
Интересное в
этом смысле, очевидно, вполне чуждо сущности и цели искусства, даже нарушает
их, ибо совершенно отвлекает
от чистого созерцания искусства. Возможно, что
в меньшей степени это относится к интересному во всяком смысле.
Так
как
интересное
возникает
лишь
потому,
что
наше
сочувствие
поэтическому
изображению
равняется
сочувствию
действительности,
то
интересное
обусловлено тем, чтобы изображение
на это время, на данный миг,
вводило
в
обман
-
а
это
возможно
только
благодаря
его
правдивости.
Правдивость
же
относится
к
художественности.
Картина,
поэтическое
произведение
должны
быть
правдивы,
как
сама природа;
но
вместе
с тем
усилением
существенного
и
характерного,
соединением
всех
существенных
проявлений изображаемого и
удалением всего несущественного и случайного оно
должно
во
всей
чистоте
проявить
идею
изображаемого
и
благодаря этому
превратиться в идеальную истину, стоящую выше природы.
Посредством
правдивости
интересное,
значит,
связано
с
прекрасным,
причем эта правдивость ведет за собою иллюзию. Но то идеальное, что
присуще
истине,
может
уже
нарушить иллюзию,
так как
оно ведет
за собою
полное
несходство
между поэтическим произведением и действительностью. Но так
как
возможно
и
совпадение действительного
и
идеального,
то различие
это не
всегда
необходимым
образом
уничтожает
всякую
иллюзию.
В
пластических
искусствах применение средств до известной степени ограничено, что исключает
иллюзию, а
именно -
скульптура изображает одну лишь форму без
красок, без
глаз и движения; живопись - вид только с одной точки зрения и
заключенный в
резкие границы, отделяющие его
от
тесно прилегающей действительности: этим
исключается иллюзия, а следовательно,
также сочувствие, подобное сочувствию
к
какой-нибудь
действительности,
т.е.
интересное,
-
исключается,
следовательно,
и
воля,
а
объект
предоставляется
чистому ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189
190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201