|
то и гений будет использован лишь
наполовину, как было с Гете, который убил
на
при-дворничество
лучшие
свои
годы в Веймаре.
Эта объективная свобода
гения зависит от унаследованного состояния, или от какого-либо мецената, или
от умеренности потребностей; чем
более одного из
этих элементов, тем менее
нужды в другом.
295
Если такое положение случайным образом становится доступным гению, то с
его стороны величайшая, даже невозможная для него глупость - отстраниться от
этого источника наивысших доступных ему наслаждений, чтобы приобрести взамен
такие блага, которыми должны довольствоваться другие, - богатство,
роскошь,
положение и великосветское общество: и, однако, Гете пожертвовал ради
всего
этого лучшими своими годами. Ему недоставало умеренности в потребностях.
§ 471
Когда исходят из понятия и резонируют и, руководствуясь им, отыскивают,
скажем, антитезы
и контрасты, то это нечестно и неправдиво (это - кокетство
вместо
одушевления),
так
как
понятие
получает
свое
движение
лишь
непосредственно
от
воли.
Вполне
правдивыми
и
честными,
а
потому
и
бессмертными
люди бывают
лишь в том случае, если они
все время исходят из
созерцания;
ибо лишь тогда человек
-
чистый, безвольный субъект познания.
Так делал Шекспир. Представляем первого рода людей имя - Legio.
§ 472
Мировая душа - это воля, а мировой дух - чистый субъект познания.
§ 473
Прекрасным
сюжетом
для
живописца
послужило бы, по
одной
индусской
основной
мысли,
следующее: охотник
только что
нанес утомленному бегом
и
остановившемуся оленю
смертельный удар охотничьим ножом
- и в
тот же
миг
сзади набрасывается на него волк и вонзает зубы в его
затылок. Резонировать
и
морализировать по поводу этого предоставляется
каждому из зрителей:
для
художественной
и
для
поэтической
правды
вполне
достаточно, что
это
-
возможный факт.
296
§ 474 [1]
Весьма
нецелесообразно и вредно для искусства желание поощрять изящные
искусства
денежными
наградами,
выдачей
премий,
академиями,
обществами
любителей
искусства,
которые покупают и разыгрывают всякие кропанья,
-
и
т.п.
Ибо этим поощряют тех, кто любит не
искусство, а деньги, и вызывают к
жизни бесчисленные ремесленные
изделия непризванных, необозримое
множество
которых
затрудняет истинному таланту приобретение известности, прежде всего
-
потому,
что
эти
продажные художники
изощренны
в
таких
средствах
и
интригах, к которым талантливый человек не приспособлен.
1 [Позднейшая
приписка:] Заметный прогресс живописи
и скульптуры
при
новой поощрительной системе говорит против выраженного здесь взгляда.
Число произведений
искусства всякого
рода станет, по
устранении всех
указанных выше средств поощрения, обозримым, и истинное произведение никогда
не затеряется в
легионе неистинных. То же
самое надо сказать и об опере
и
вообще
о
музыке: искусственные учреждения, впервые появившиеся во Франции,
имеющие
целью
денежное
вспоможение
композиторам,
породили
бесчисленные
посредственные
и плохие оперы и
ускорили
упадок
музыкального
искусства;
подобно
другим
изящным
искусствам,
музыка,
достигнув
вершины
своего
развития, идет назад и
впадает в
погоню
за
эффектами, в
перегруженность
изложения,
в злоупотребление средствами искусства
и
пренебрежение к цели,
рассчитывает на одобрение толпы, т.е. черни.
Кто родится с талантом,
тот в
нем находит свое счастье и не нуждается
ни в какой другой награде; и он легче защитится от нужды, чем против скопища
непризванных
соискателей,
которые вырастают от
блеска
золота, как червяк
вылупляется из личинки под действием солнца; к этому нужно добавить еще, что
Мидас всегда склонен увенчать лаврами Марсия.
297
Отсюда
становится
ясным
также,
почему поэзии
и философии
была
бы
оказана большая услуга, если
бы с помощью их нельзя было зарабатывать денег
и ими поэтому стали бы заниматься лишь те, кто интересовался бы ими ради них
самих, как целью,
а
не как
средством.
Правительства не могли бы
сделать
ничего лучшего для поэзии и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145
146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201