|
То,
что у каждого народа (хотя у
одного
более, чем у другого) культ невидимых существ играет
большую роль в
общественной
жизни;
далее,
что
к
этому
культу
относятся
с
большею
серьезностью,
чем к чему-либо другому; наконец, тот фанатизм,
с которым он
защищается,
-
все
это
показывает,
как
велика
над
человеком
власть
представлений
о сверхъестественном и
насколько важны они
для него.
Всюду
философствуют даже самые невежественные люди, женщины, дети, и не толь-
12
ко
по редким поводам, но
непрестанно, с крайним
рвением
и
с весьма
большим доверием
к самим
себе. Это вытекает
не из того, что человек,
как
многие
полагают,
чувствует себя
выше
природы, что его
дух
влечет его в
высшие сферы, из
конечного в бесконечное, что земное его не удовлетворяет и
т.п. Такие случаи редки. Нет, это происходит оттого, что
человек, благодаря
своей
сознательности,
даваемой
ему
разумом,
понимает
опасность
своего
положения,
и
ему тяжело сознавать
свое
существование ненадежным, всецело
обреченным случайности и в
своем
начале, и в своем конце, притом во всяком
случае крайне
коротким - между двумя
бесконечными
периодами времени;
ему
тяжело, далее,
сознавать, что его личность
бесконечно мала
в безграничном
пространстве и
среди бесчисленных существ. Тот
же разум, который вынуждает
его
заботиться
о
завтрашнем
дне
в пределах
его
жизни,
побуждает
его
заботиться о грядущем
после его жизни. Он хочет постичь
вселенную
главным
образом для того, чтобы познать свое отношение к этой вселенной. Его мотив и
здесь, как в большинстве случаев, - эгоистический.
Если бы человек с полною
достоверностью
узнал, что смерть превращает его
в полное ничтожество, то в
большинстве случаев он оставил
бы всякое философствование, сказав: nihil ad
me [1].
1 мне ничего не нужно (лат.). - Примеч. сост.
Философия, которую, как я утверждаю,
каждый
из вас приносит
с собой,
отчасти
возникла
из этого
прирожденного
человеку стремления, отчасти
же
получила
пищу
также
извне,
поскольку
ею
были восприняты чужие
готовые
учения, переработанные в духе каждой данной индивидуальности. Сюда относится
отчасти и
религия, преподавание
которой
все более и более принимает форму
философии и
стремится
опереться более на
убеждение,
чем
на
откровение;
отчасти
же философия настолько переплетена со всеми науками, что пусть
тот
или другой из вас занимается чем угодно и читает все что угодно - непременно
со всем этим будет связано для него множество философских проблем.
13
Итак, я
не
могу
предположить,
что дух
ваш -
tabula
rasa
[1]
по
отношению к предмету
моих лекций. И раз дело обстоит таким образом,
то для
меня было бы наиболее желанным ваше точное знакомство со всеми существующими
системами. Напротив,
для меня было бы
неблагоприятно,
если бы
вы изучили
лишь одну из существующих
систем и
приспособили к ней свой образ мышления:
ибо у того или иного из вас, более способного и склонного удерживать старое,
чем воспринимать новый материал, такая система, однажды воспринятая с полным
доверием, может превратиться
в
символ веры или даже в
своего
рода
idees
fixes,
которые
преграждают
доступ всему другому, как
бы прекрасно оно ни
было. Но если
бы вы выказали знакомство со всею историей философии, если бы
вы имели понятие о
всех системах, это было бы мне
приятно: тогда вам всего
легче было бы
понять,
почему тот путь, по которому я
намерен идти с вами,
правилен
или, по крайней мере,
может быть правильным, так как вы уже знали
бы из опыта,
что
все испытанные ранее пути ведут к
цели, и вообще вы ясно
поняли бы трудность и
даже опасность всякого стремления к философствованию;
в противном же случае
вы можете самостоятельно напасть на тот или другой из
путей,
уже
проложенных прежними философами
различных
эпох, и удивляться, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201