|
состоит
в следующем: по
закону основания
становления объяснить из
материи все ее
состояния, начиная с того,
когда она менее всего, и
кончая
тем, когда она более всего является непосредственным объектом субъекта, т.е.
человеческим организмом.
Найти оба самых крайних конца, вероятно, одинаково
трудно, т.е. найти то состояние материи, из которого
80
выходят все остальные изменения, т.е.
первичный элемент,
единственную
материю, эту проблему химии, - и
законы организма,
проблему физиологии. До
сих
пор физика
(естествознание вообще) оставалась всегда в
средине
между
обоими
конечными
пунктами.
Субъект
должен
при
этом
всегда
оставаться
необходимой предпосылкой - одинаково
как в грубейшей и мертвой материи, так
и в человеческом организме. Для объяснения отношения
обоих (т.е.
материи и
организма)
к
субъекту
можно
образно
воспользоваться
отношениями
пространства,
и так как всякая
материя есть действительно непосредственный
объект субъекта, то
в виде сравнения можно сказать: человеческий организм -
это
ближайшая к субъекту материя, остальные более отдаленны
и как бы менее
доступны слуху, самая же
мертвая материя наиболее удалена от субъекта, и от
нее доходит до субъекта лишь слабый отзвук.
Заблуждение
всех философов состояло в
том, что они считали
философию
наукой
и искали ее, руководствуясь законом
основания. Натурфилософия - это
заблуждение, что достигнутый идеал физики сделается философией.
§ 22
Не подразумевал ли Гете в своем стихотворении, названном "Зеркало музы"
и
помещенном
в "Пропилеях",
противоположность между наукой и
искусством,
познанием по
закону
основания и познанием идеи? Не
представляет ли
собою
река
мир отдельных
вещей, притязающий на реальность и истинность, тихое же
озеро,
наоборот, - искусство, которое одно,
собственно, показывает истину,
т.е. Платонову идею?
§ 23
Было
слишком преждевременно из-за не удававшихся до
сих
пор
попыток
оставить
надежду
на удовлетворяющую философию. Надо было, по крайней мере,
допустить мысль, что и здесь est quadam prodire tenus. Но надо оставить
81
надежду
на
то, что удовлетворяющая
философия, отражение совершенства
человеческой мысли, когда-нибудь будет понятна
тупой,
неразумной,
суетной
толпе и будет а 1а
porte de tout
le monde. Она будет искусством и, подобно
ему, доступна в действительности лишь немногим. Ибо
для большинства никогда
и
не существовали ни Моцарт, ни Рафаэль, ни Шекспир:
непроходимая пропасть
отделяет их навсегда от толпы, - подобно тому как черни
недоступна близость
князей.
Для
большинства "Дон
Жуан"
- только приятный
шум, который они в
общем мало слушают и на
который обращают
мало
внимания, забавляясь
в это
время
другими вещами;
Мадонна
Рафаэля
-
такая
же картина, как и всякие
другие,
а Шекспир
- неудавшийся Коцебу. Авторитет запрещает им высказывать
свое мнение. И с истинной философией не может быть ничего иного.
§ 24
Вопросы о начале и
о конце мира, о состоянии до и после смерти и т.д.,
в чем состояла цель почти всего
философствования
до Канта и к чему нас
во
всяком случае влечет самый разум, -
это противоречивая попытка познать вещь
в
себе по
законам
явления: отделить одну
от другой и познать
обе -
вот
истинная философия.
Все мифы о состоянии после смерти, о прощении
и наказании, все религии
- это попытки построить вещь в
себе по
законам явления; согласно одному из
таких построений, мир - это плод, толстая
шелуха которого
составляет собою
всю
его массу,
без
мяса
и
зерна.
Как
бы
ни
были
эти
мифы
удачны,
целесообразны и
полезны,
для философа
они -
то же, чем были бы для Фидия
китайские болванчики. Истина тоже имеет свои права.
§ 25
Если даже философия и достигнет когда-либо высшего совершенства, то все
же она, при познании
сущности мира, не
будет исключать остальных искусств;
напротив, она всегда
будет в них нуждаться как в необходимом комментарии. И
наоборот, она тоже представляет собою комментарий к остальным искусствам, но
лишь
для
разума,
как
отвлеченное
выражение
содержания
всех
остальных
искусств, а следовательно, сущности мира.
82
§ 26
Если
бы философия была познанием по
закону
основания, т.е. познанием
неизбежности следствия из основания, то, однажды найденная, она существовала
бы для всех без различия и была
бы доступна ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201