случая даже в появлении гения.
97
§ 54
Художника, а следовательно, и философа создают два качества: 1)
гений,
т.е. познание помимо
закона
основания, познание идей;
2) приобретенная
с
помощью
усилий, обучения и упражнения
способность
к
воспроизведению этих
идей в
каком-нибудь
материале,
причем
философу
этим
материалом
служат
понятия.
Спиноза
обладал
первым
качеством, к тому
же модифицированным в
высшей
степени
так, как
это
нужно
для
создания
философа;
но
второго
качества,
так
сказать,
техники
философа,
ему
недоставало
-
именно
способности
in
abstracto
воспроизвести
сущность
мира,
познанную
им
интуитивно;
наоборот,
он всегда был
связан
и запуган
схоластическими
и
картезианскими понятиями, от которых он никогда не мог освободиться, и т.д.
§ 55
Extensio (sive
esse formale)
ut attributum Dei Спинозы - это
воля, a
cogitatio
(sive esse objectivum) ut attributum Dei - это представление;
но
так
как
представление
лишь
объективность
воли,
т.е.
самая
воля
как
представление, то extensio et cogitatio una eademque substantia quae jam sub
hoc, jam sub illo attributo comprehenditur. См. Eth., P. II, prop. 7, Schol.
-
Точно
так
же
natura
naturans
-
это
воля,
a
natura
naturata
-
представление.
§ 56
Всякого писателя нужно излагать с благоприятной для него точки
зрения;
это
и
справедливо по отношению
к
нему,
и полезно
для нашего
поучения.
Поэтому я понимаю под
Extensio
Спинозы
материю, а
под
его
Cogitatio
-
представление вообще [1]; он сам
ведь
говорит также: substantia extensa et
substantia
cogitans
una
eademque
est
substantia,
quae
jam
sub
forma
extensionis jam sub forma cogitationis concipitur.
1
Хотя, строго
говоря, пожалуй,
у Спинозы extensio стоит вместо
ens
extensum,
a cogitatio
вместо ens
cogitans - следовательно, понимаются как
мыслящая и протяженная субстанция, т.е. дух и материя.
98
Ибо одинаково правильно и одинаково односторонне сказать: "мир - не что
иное, как
представление" и
"мир
- не что иное, как материя" [1].
Оба эти
воззрения дополняют
друг друга;
и понимание их обоюдной относительности
и
объединенной истинности было, как мне кажется, основным арреrси Спинозы,
за
которое,
однако,
он не
вышел
далеко. Собственно говоря,
его утверждение
единства духа
и
материи
представляет
собою,
главным
образом, оппозицию
против Картезия, согласно которому природа вещей
состоит из двух совершенно
различных субстанций, именно
- из духа и тела; дело Спинозы является здесь,
следовательно,
скорее
отрицательным,
простым
отклонением
заблуждения.
Напротив,
Спиноза
никогда
не
сказал: substantia
cogitata
et substantia
extensa
una eademque est, - следовательно, никогда не утверждал
Шеллингова
тождества
объективного и
субъективного, что абсурдно [2].
Хотя материю
и
нельзя мыслить без
познающего субъекта,
но
и субъект нельзя
мыслить
без
объекта, а пребывающий объект - это материя.
1
Ср. "Крит. чист,
раз.",
1-е
изд., с. 380
(то, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz