|
рассмотрении истории
философии в ее целом замечаешь
в
ней связность и прогресс,
подобные тому,
которые наблюдаются в ходе наших собственных
мыслей, когда при каком-нибудь
исследовании
мы бросаемся от одного предположения к другому
и через то все
более и более освещаем предмет, и он становится для нас все яснее, и наконец
мы
составляем себе определенное суждение о сущности
дела
или,
по крайней
мере, о том, как далеко можем мы идти в своем познании ее. Точно так же и
в
истории
философии мы видим, что человечество
постепенно
становится
более
сознательным,
более
ясным
для самого себя,
поучается из
заблуждений,
в
тщетных порываниях упражняет и укрепляет свои силы.
Всякий учится
у
своих
предшественников, даже если
он разрывает с ними связь, - учится, по крайней
мере, в
отрицательном смысле,
но часто также и
в положительном, удерживая
усвоенное
от
них
и
развивая далее, причем часто прежнее учение принимает
совершенно
иной вид. Таким
образом, в истории
философии
во всяком случае
можно
признать
известную
необходимость, т.е.
закономерное, прогрессивное
развитие, - по крайней мере, с равным
или даже
с
большим правом,
чем
во
всемирной
истории, несмотря
на
то
что в обоих
случаях
индивидуальность
деятелей
резко
влияет, как случайный элемент, и
заметно
видоизменяет ход
развития философии и мировых событий. Эпохи
застоя и реакции бывают как
во
всемирной истории, так и в
истории философии: средние
века, погруженные
в
варвар-
16
ство, представляют печальную
картину
как
в общей истории,
так
и
в
истории философии. Но
реакция
порождает как бы
обновленные отдыхом
силы.
Исходя из
замеченной определенной связи между духом времени известной эпохи
и ее философией легко было также прийти к мнению, что дух времени определяет
философию;
но
дело
обстоит
как
раз
наоборот: философия определяет
дух
времени,
а через то и события
эпохи. Если бы
философия средних веков была
иною,
не
было бы ни
Григория VII, ни
крестовых
походов.
Ход же мировых
событий
влияет
на
философию
отрицательно,
не
давая
способным
людям
возможности
развиваться и высказываться.
Положительно
влияют на философию
только выдающиеся умы, имеющие силу вести человечество
вперед и лишь в виде
редких исключений выходящие из рук природы; а на выдающихся
людей влияют их
предшественники, в наибольшей мере - ближайшие,
а затем и более отдаленные,
от которых зависели первые;
таким образом, на философа влияет, в
сущности,
лишь история философии, а не всемирная история;
последняя же влияет на него
лишь
в той мере, поскольку она воздействует вообще на человека,
давая
ему
возможность
созидать свою индивидуальность, развивать ее и извлекать из нее
пользу
не только для себя лично,
но и для других. Далее, если мы, согласно
сказанному
выше,
допускаем известное необходимое развитие
и прогрессивное
движение в истории философии, то и ошибки и
заблуждения философии мы равным
образом должны признать в известном смысле необходимыми, смотреть на них как
на юношеские заблуждения в жизни отдельной выдающейся личности, ибо и в этом
случае мы должны
не мешать человеку, а предоставить ему пережить
их, чтобы
из самой жизни
почерпнул он опыт и самосознание, которые
недостижимы ни на
каком ином пути и
для которых не существует никакого суррогата. Ибо никогда
не будет написана такая
книга, которая
могла
бы заменить опыт:
благодаря
опыту
научаешься познавать не только других людей и мир,
но и самого себя,
свои
ошибки
и
заблуждения
именно
как
заблуждения
и
вырабатываешь
те
правильные воззрения, к которым человек приходит самостоя-
17
тельно
и к которым природа склоняет его
предпочтительно пред другими.
Или
можно смотреть
на неизбежные заблуждения как на оспу или тому подобные
болезни, которые необходимо перенести, чтобы вышел из тела яд,
присущий ему
от
природы.
Поэтому мы не вправе
думать,
будто история могла бы начаться
одинаково
и
с
Канта, и
с
Фалеса
и т.д. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201