|
чем
они, по
поведению,
но
менее
прекрасно
мыслящих;
мало того,
первые, в сущности,
даже
лучше знакомы с
добродетелью,
чем
последние, лучше
осуществляющие
ее
на
практике. Люди
высокоодаренные
могли бы за величайшее рвение к добру и к прекрасному прямо
вознестись
на
небо; но тяжелая земная
стихия
противодействует им,
и они
падают назад. Они подобны прирожденным художникам, которым недостает техники
или для которых мрамор слишком тверд. Многие другие, менее их воодушевленные
добром, несравненно менее их постигшие его глубину, осуществляют его в жизни
гораздо лучше; он, такой
высший человек, с презрением смотрит на них сверху
вниз и имеет на то право, и тем не менее он не понимает их; и они смотрят на
него
с презрением,
и не без права. Эти высшие люди заслуживают упрека, ибо
всякий живущий человек именно жизнью
своею подписал условия жизни;
но
еще
более
достойны
они сожаления.
Они
находят себе искупление,
но
не путем
добродетели,
а своим
собственным,
особенным: не дела, но
вера делает
их
блаженными.
130
§ 120
Вполне
бездарные
люди
совершенно
не
могут
выносить
одиночества;
созерцание
природы, мира не занимает
их. Это
происходит оттого,
что
они
всегда имеют пред глазами лишь собственную волю
и
поэтому
просматривают в
предметах
все, что не имеет отношения к их воле, их личности. При всем, что
не имеет такого отношения, внутри их звучит как бы генерал-бас: "это
мне ни
к чему", и поэтому все вещи приобретают в их глазах пустой, мрачный, чуждый,
враждебный
характер. Способность
познания существует у
них,
по-видимому,
лишь
для
их
воли.
Их
жизнь
имеет
действительно
лишь
одну
моральную
тенденцию,
без
теоретической,
лишь
моральную,
а
не
интеллектуальную
ценность.
Голова животных
наклонена
к
земле,
так как им нужно
смотреть
исключительно на то,
что их касается, и они никогда не могут прийти к чисто
объективному
созерцанию. А бездарные люди лишь очень редко, и то
благодаря
толчку со
стороны людей одаренных, правильно
пользуются своим вертикальным
положением.
Человек одаренный,
гениальный,
напротив,
представляет
собою
скорее
вечный
субъект познания,
чем конечный субъект воли: его познание не вполне
заполнено и
занято его волей, а
выходит из границ подчинения ей; даровитый
человек - "сын свободной", а бездарные - "сыны
рабыни". Его жизнь имеет
не
только моральную, но и теоретическую тенденцию. Пожалуй, можно даже сказать,
что он до известной степени находится за пределами морального; он совершенно
не способен к сильной злобе, и обыкновенные грехи менее тяготят его совесть,
чем совесть заурядных людей, и он как бы прозревает игру жизни.
§ 121
Сродство между гением и добродетелью основывается в следующем.
Всякий порок - это
сильное желание, которое идет настолько далеко, что
утверждение собственного тела
становится отрицанием
чужого. - Воле
служит
лишь то познание, которое следует закону основания.
131
Гениальность - это такое познание, которое не следует закону основания,
а именно
-
познание идей. Предаваясь
этому последнему
роду познания, мы,
следовательно, заняты
не
ради
воли. Скорее
всякий,
кто предается
чисто
объективному
созерцанию
мира
(т.е.
именно
познанию
идей),
совершенно
утрачивает из виду свою волю,
ее объекты и всю
свою личность, не заботится
более
о
всех касающихся ее обстоятельствах и становится
чистым,
лишенным
воли
субъектом познания.
Перевес
этого состояния
над
состоянием занятия
волею
и ее
объектами
показывает, что
воля данного человека - не
главная
часть его существа,
а, сравнительно с
познанием в том же
человеке, слаба.
Очень сильное желание, корень всякого порока, напротив, никогда не позволяет
человеку прийти к чистому,
незаинтересованному,
свободному
по отношению к
воле
созерцанию мира
(которое именно и
создает
habitus гения);
познание
остается здесь вечным рабом воли. См. § 462.
Из сказанного достаточно выясняется противоположность гения и порока. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201