|
от
восточной индийской,
с
самого почти
начала отличающейся несравненно более
смелым
полетом мысли)
мы
встречаемся как
раз с этим
естественным
ходом
развития. Сначала человек замечал все, кроме самого себя, - он
просматривал
себя; все его внимание было приковано к вещам
вне
его;
на себя он смотрел
лишь как на
незначительное звено в цепи внешних вещей, а
не как на главное
условие существования
внешнего мира, каковым
он
является на
самом
деле.
Поэтому ионийские философы, с которых начинается история западной философии,
старались объяснить
не
природу вообще в
ее
бытии,
а определенную данную
природу в ее
свойствах.
Вот почему они и отыскивали такую первоматерию, из
которой состояли бы все вещи и из изменений которой возникало бы все.
Таким
образом,
зачатки
философии
были,
в
сущности,
естествознанием.
Фалес,
родоначальник
всей западной философии, принимает за первичную материю воду,
из которой все развивается [1]. О его ученике Анаксимандре
1 Следовательно, эти философы не спрашивали, как вообще возможна та или
другая
природа
-
этот
вопрос, в
сущности
предшествующий
всем
другим,
предложил
лишь Кант через
две тысячи
с
половиной
лет; они же спрашивали
лишь,
каким
образом
возникла
данная
природа,
обладающая
такими-то
качествами.
Лишь
через
две
с
половиной
тысячи
лет
Кант
стал
искать
объяснения тому, что первые философы считали
не
нуждающимся
в объяснении,
понятным само собою.
25
мы знаем еще меньше; первоосновою вещей он
считает апейрон, infinitum,
беспредельное,
под
которым он понимает, по-видимому, материю
как таковую,
лишенную
какой-либо
формы
и
качества.
Анаксимен
полагает
первоосновой
воздух, что, пожалуй, вполне правильно, так как
новейшая астрономия считает
возможным, что каждое
мировое тело
первоначально
пребывало в газообразном
агрегатном
состоянии, в виде звездной туманности, затем перешло в жидкое и,
наконец, в твердое состояние. Однако ионийские философы не
считали материю,
из которой они исходили,
мертвою (как позднее Демокрит), а
полагали, что в
ней живут силы, из проявлений которых единственно и состоит ее деятельность;
они признавали эти
силы
отличными
от материи, чем-то
духовным, и поэтому
говорили
о
мировой
душе.
Это
воззрение
в
особенности
было
выражено
Анаксагором,
преемником Анакси-мена,
занесшим ионийскую философию в Афины.
Пребывающая
в
мире
душа, дух,
действующий
во
всем,
нус, является,
по
Анаксагору, первоначалом вещей, творческим принципом, - поэтому в Анаксагоре
можно также видеть первого теиста. Слово нус могло показаться насмешкою, так
как
оно
вводило
в философию, бывшую
в
те
времена
физикой,
совершенно
гипотетический,
недоказуемый
принцип.
Но
в
лице
его
ученика
Архелая
философия,
как мы
видим, неожиданно оставляет путь
естествоиспытания, что
было
обусловлено
исключительно
индивидуальностью
Сократа,
имевшего
одностороннюю
склонность
к
исследованиям в области этики, которая сама по
себе,
конечно,
интереснее
и
более
заслуживает
исследования, чем
слепо
действующие силы природы. Но философия
- нечто цельное, как и вселенная,
и
поэтому
как, с одной
стороны,
нельзя вполне
понять и исследовать объект,
перескочив через субъект, как это
делали ионийцы,
так, с
другой
стороны,
нельзя вполне понять и субъект, волю и познание человека, руководящее волею,
если оставить без внимания объект, вселенную и ее внутреннюю сущность.
Хотя о жизни Сократа мы знаем довольно много, однако о его воззрениях и
учении нам известно крайне мало. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201