|
только
воля,
нечто
бессознательное.
Познание
вообще
-
вторичного
происхождения, оно
лишь акцидентально и внешне. Поэтому мрак
жизни не есть
случайное
теневое пятно среди освещенного
поля; наоборот,
познание -
это
свет
среди безграничной
изначальной тьмы, в
которой оно теряется. Поэтому
мрак жизни тем заметнее, чем
сильнее свет,
потому что
последний тем более
соприкасается с
границею мрака; т.е. я хочу сказать, что чем интеллигентнее
человек, тем
более замечает он,
какой мрак его окружает, - и поэтому в нем
пробуждается стремление философствовать. Напротив, тупой и заурядный человек
совершенно
не
знает
даже,
о каком,
собственно, мраке идет речь: он
все
находит
совершенно
естественным;
поэтому
он
имеет
потребность
не
в
философии, а лишь в исторических сведениях о ней, в истории философии.
55
НОВЫЕ ПАРАЛИПОМЕНЫ: ОТДЕЛЬНЫЕ, НО СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИЗЛОЖЕННЫЕ МЫСЛИ О
РАЗНОГО РОДА ПРЕДМЕТАХ
(1810-1860)
Глава I
О ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕТОДЕ
§1
Философия
- высокая
альпийская дорога; к ней ведет
лишь крутая тропа
через острые
камни
и
колючие
тернии:
она
уединенна
и
становится
все
пустыннее, чем выше восходишь, и кто идет по ней пусть не ведает страха, все
оставит за собою и смело прокладывает себе путь свой в холодном снегу. Часто
приходит он
внезапно к краю пропасти и видит внизу зеленую
долину: властно
влечет его туда
головокружение; но он должен
удержаться, хотя
бы пришлось
собственною кровью приклеить подошвы к
скалам. Зато скоро
видит он мир под
собою,
и песчаные пустыни
и болота
этого
мира исчезают,
его
неровности
сглаживаются, его раздоры не
доносятся
наверх
-
проступает его
округлая
форма.
А сам путник всегда находится в чистом, свежем альпийском воздухе
и
видит уже солнце, когда внизу еще покоится темная ночь.
§2
Для многих людей философы - несносные ночные гуляки, мешающие им спать.
56
§3
Если
большинство людей
совсем не философы,
то это происходит оттого,
что
конкретная, единичная сторона
явления, многообразие
опыта пленяют
их
внимание
видимой
реальностью,
так
что,
когда они
должны
отвлечься
от
конкретного
ради
обсуждения
общей
стороны
опыта, им становится
жутко и
боязно,
точно
ребенку, которого
нянька
оставила
одного;
и
они
боятся
упустить что-либо, если им
придется оставить без внимания этот поток опыта.
Наоборот, философу жутко и боязно как раз в этом потоке единичных явлений; и
как тем людям недостает терпения отвлечься от единичного и разнообразного
и
оставить его
в
стороне, чтобы рассмотреть
целое, так у философа недостает
терпения
рассматривать единичное,
если он еще не знает, что ему
делать
с
целым.
§4
Религия, порождение гения, была
дана всем
временам и
народам: она
-
спасение их.
Но и люди размышляющие отдают
свою полную веру в
ее истины и говорят:
мы познаем
необходимость того,
чему она учит; необходимо же
лишь то,
что
следует из
верных умозаключений, которые должен
изыскивать
наш
рассудок,
чтобы с их помощью
шаг за шагом приходить
к религиозным истинам, исходя из
того, что всем известно и ни у кого не вызывает сомнений.
Они заблуждались, ибо религиозная
необходимость относится к
категории
необходимости не
в
собственном, а лишь в переносном смысле,
равно
как
и
истина религиозная тоже
- лишь образная. Таким образом
возникла догматика,
которая к тому же еще часто бывала и непоследовательной.
Кант показывает, что религиозные истины и недостижимы, и
неопровержимы
с помощью рассудка.
Фихте и Шеллинг
попирают ногами
объявленный несостоятельным рассудок;
они
видят,
что
божественное
доступно
человеку
лишь
с
помощью
других
способностей духа; и вот они возвещают
откровения ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201