|
немецком языке слово Wirklichkeit: бытие
вещей - это не что иное, как их действенность.
2 Воздействие тел
друг на
друга -
это
условие
всякого
познания, и
наоборот, рассудок,
для
которого
исключительно и существует
познание и в
котором лежит закон причинности, - это условие материи, которая есть
не что
иное, как причинность и представление субъекта.
Второй период философии
наступит, когда она, уже как
искусство, будет
рассматривать
не зависимость
явлений, а само явление,
Платонову
идею,
и
излагать и закреплять ее в материале разума, в понятиях.
Согласно
первому
принципу,
всецело
характеризующему
первый период,
история философии казалась бесконечной; во втором периоде возможен конец ее:
там, где отсутствует все техническое,
при правильном методе, готовы к самые
результаты.
§ 21
Истинная
сущность материализма
заключается
в том,
что
он
полагает
материю абсолютной и перескакивает через отношение ее к субъекту, в
чем
на
деле она единственно и существует; и, рассматривая по закону причинности все
состояния
материи,
он,
наконец,
среди
прочего
находит и
познание, как
некоторое произведенное известными обстоятельствами состояние материи.
Если
мы последуем
за философствующим материалистом с наглядными представлениями,
то,
достигнув
этой
последней
точки,
мы
почувствуем
внезапный припадок
неудержимого олимпийского смеха,
ибо нам сразу
станет
ясным, что
то, что
теперь
выступает
как конечный
результат
(познание),
уже молчаливо
было
допущено
при
самой
начальной
исходной
точке (материя)
как
необходимое
условие,
-
и результат, следовательно, был постулирован:
ибо там,
вместо
мнимо
мыслимой
материи, примышлялся
уже представляющий
материю
субъект.
Получается нечто вроде шутки Эйленшпигеля или некоторое Munchhausianum.
79
Противоположная крайность этой смешной
нелепости непременно
выступит,
если мы, наоборот, вместо того чтобы допустить объект без субъекта, допустим
субъект без
объекта, что и представляет собою, собственно говоря, идеализм.
Это смешное во
всей своей чудовищности представляет собою, собственно, один
только
фихтевский идеализм,
который
согласно
закону основания,
имеющему
значение лишь для
объектов,
заставляет субъект производить объекты.
Но
и
более
чистый идеализм, берущий
только
исходной точкой познающий субъект и
считающий
все объекты
его представлениями (причем
он
забывает, что они -
проявления
воли),
заключает
в
себе следы
этого смешного
в
том, что он
говорит так, как будто
мыслим субъект без объекта,
и,
по крайней мере, на
мгновения забывает,
что
субъект
существует
лишь
исключительно вместе
с
объектами.
От
обоих заблуждений спасает лишь мое
учение, по которому есть воля и
познание этой воли, мир, - познание же
распадается на
объект и субъект; но
то,
что
волю
сопровождает познание, это
-
истинное
евангелие,
путь
к
спасению, причем воля, познав себя, поворачивает обратно и приходит к концу.
- Лишь
в
понятиях
(т.е.
посредством разума)
можно обозревать
целое;
а
выражать сущность мира (который есть
объективация воли) в понятиях и, таким
образом, воспроизводить созерцание в другом материале (понятиях), это и есть
то искусство, которое называется философией.
Область
науки,
наоборот,
это
применение
закона
основания. Поэтому
всякая
наука
исходит
из
двух
данных:
первое
всегда
остается
законом
основания, второе же
бывает различно, например, в геометрии - пространство,
в арифметике
- время, в
логике - понятие,
в
физике же -
материя.
Идеал
физики ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201