|
сто
первое,
неутомимый
в
питании
надежд
и
в
удовлетворении их тысячами способов. Гению же
приданная ему
пылкая могучая
воля
дает
повод
к
разладу
с
миром,
который
и
должен
предшествовать
бескорыстному созерцанию последнего.
И
вот, когда человек заурядный, познание которого,
собственно, всегда
находится в услужении исключительно у его воли и только интересами этой воли
приводится
в
движение,
когда он именно ради
нее,
т.е.
ради
достижения
какой-нибудь индивидуальной цели,
решает изготовить
произведение искусства
или
известное
философское
учение,
то
воля
побуждает его
созерцать мир
безволь-
230
но: он
хочет
из корысти
рассматривать
мир
бескорыстно; он впадает,
следовательно,
в
такое
же
противоречие
с
самим
собою,
как
довольный
наследник, который должен и хочет плакать: из противоречивости его намерения
и
явствует то, насколько
невозможно,
чтобы
для
него
это было серьезным
делом, а отсюда, как необходимо должен он быть кропателем.
§ 330а
Страдание -
условие
деятельности
гения.
Вы полагаете, что Шекспир и
Гете творили бы или Платон
философствовал
бы,
а Кант критиковал бы разум,
если бы они нашли удовлетворение и довольство в окружавшем их действительном
мире и если бы им было в нем хорошо и их желания исполнялись?
Только
после
того
как
у нас возникает в
известной
мере
разлад
с
действительным
миром и
недовольство им, мы обращаемся за удовлетворением к
миру мысли.
"Nur das Leiden ja hebt uber Dich selbst Dich hinaus" [1].
1 "Только страдание возвышает тебя над тобою самим" (нем.).
§ 331
Тем,
что
крушит волю,
всегда
является страдание,
которое
именно и
представляет явление противоречия
воли к жизни
с самой собой. Но разница в
том, что крушит и
обращает волю
- пережитое или только виденное страдание.
Если - последнее, то наступает то,
что
называют добродетелью и
святостью:
вид
бесчисленных
страданий,
сопровождаемый
уразумением
principii
individuationis, или майи,
определяет
волю таким образом, что она в одно и
то же
время
стремится
и
смягчить
эти
страдания, и
отказывает
себе
в
радостях,
а это последнее
является
всегда условием первого, так как
даже
самый богатый король никогда не мог бы помочь всему горю, не сделавшись
сам
бедным, да и в этом
случае он не достиг бы своей цели. Но не
только в виде
средства,
но
и
непосредственно
стремится
человек
отказать
себе
в
наслаждениях, потому что
познание страдания мира (во всех явлениях которого
он узнает самого себя,
свою волю)
отвращает его
от
мира и он знает,
что
всякое
удовлетворение
воли
сызнова
оживляет
ее
и делает
ее все
более
страстной.
231
Кого же вид страдания
не
излечивает от воли
к
жизни,
того
ожидает
собственное,
лично переживаемое
страдание,
которое тем
более сильно, чем
интенсивнее воля.
§ 331а
Ужасные боли, которым подвержены каждая часть нашего тела, каждый нерв,
не
могли бы
быть, если
бы мы
или это тело не были чем-то
таким, чего не
должно бы быть [1].
1
[Позднее:]
Но
они
полезны
тем,
что
обращают наше ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201