|
томе
его
"Разных
сочинений",
Кенигсберг,
1812,
показывает,
особенно
в
первом
отделе,
с.
513-520,
-
что до
меня [3]
решительно
не умели
ясно
различать
и обособлять друг от
друга
ощущение
органов чувств, воззрение в рассудке, понятие разума,
представителя понятий
в фантазии, аффект и страсть в воле: Крауз намечает все это,
но не попадает
на верные различения и приходит к совершенно абсурдным положениям, как на с.
514:
"intelligimus
voces,
пес
tamen
ideae
iis
significatae
animo
observantur" и с 515: "illud intelligere absque idea".
3 Пользуясь этим случаем, я добавлю, что из отсутствия известной истины
у какого-нибудь ученого и толкового писателя-специалиста можно с достаточной
уверенностью заключить, что она вообще еще не высказана; ибо
как
бы там ни
было, а все истинное встречает тотчас же
значительный
отголосок,
так
что
стоит истину услышать, как нельзя уже удержаться, чтобы о ней при подходящем
случае не упомянуть хотя бы как о гипотезе.
Лишь в этом смысле данная статья и представляет для меня интерес.
369
В том же
томе,
с. 253-283, мы находим очень сухое и плоское изложение
этики стоицизма;
вот подходящий пример к уяснению того, какое представление
имели об этом еще незадолго до меня и как мало проникали в суть дела.
§ 644
В "Entwurf der nothwendigen Vernunftwahrheiten"
вольфианца [1]
Хр. А.
Крузия, 1745, 4 изд., 1766, -
очерк, который представляет собою законченную
метафизику, встречаются
две
истины, которые
не были услышаны и
которые я
должен был открыть во второй раз [2]:
1 Или, правильнее, - противника Вольфа. С.
A. Crusius, diss. de usu et
limitibus
rationis
sufficientis, 1752; по-немецки - 1766. -
С. A. Crusius
"Weg
zur
Gewissheit
und
Zuverassigkeit
der
menschlichen
Erkenntnisz"
(Логика), 1747.
2 Pereant, qui ante nos nostra dixerunt. Donatus.
1)
Что есть некое "экзистенциальное
основание", отличное от
причины,
которая всегда касается возникновения, наприм., Z треугольника, А, поскольку
они определяют стороны;
согласно
этому, он
делит основания на идеальные и
реальные, а последние -
на причины в собственном
смысле и экзистенциальные
основания.
(Entwurf der nothwendigen etc. S. 454.)
2) Что
самое
высокое
и
самое
существенное
в
человеке
совсем
не
рассудок,
а воля: рассудок, по его
мнению, существует только ради воли - и
все
это обстоятельно изложено, и
приведены доказательства.
В
самом деле,
очень интересно, что из
всех философов всех времен Крузий
-
единственный,
который до меня в известной степени познал эту великую истину. Все же другие
говорят
все время о
духе, или
о
душе,
или о
я как
о чем-то неделимом,
неразложимом; поэтому
и
кажется
всегда
странным,
что пантеисты
из
них
приписывают этот дух или душу растениям или даже существам неорганическим, у
которых отсутствие познания
очевидно.
Иначе будет обстоять
дело,
если мы
выделим волю. Разложение духа
или я на
две совершенно различные части:
на
нечто
первичное,
существенное,
волю,
и
нечто
вторичное,
интеллект,
-
является основным
принципом и основной
заслугой моей
философии и основным
отличием ее от всех остальных.
370
§ 645
Вольфианец Андрей Рюдигер так
проникся мыслью
о явном полном различии
познания
от
хотения,
что принимает
для
обоих в человеке две
совершенно
различные субстанции,
и согласно этому
человек, по его мнению,
состоит из
трех частей: mens, anima et corpus. Anima он называет
по преимуществу волю,
mens
-
интеллект. Animae, или
воле,
он
приписывает не только мускульное
движение,
но и формацию плода (как Сталь), затем - все то, что в человеке и
животных представляет инстинкт, всякий дар
предвидения, причем последний он
понимает под именем sensus veritatis in voluntate.
(См. его lib. IV, de sensu veri et f aisi, dissertatio prooemi-alis,
и
phisica divina lib. I, c.4.)
Рюдигер
был
современником Сталя; поэтому
и
трудно
решить,
у
кого
первого появилась эта мысль: anima struit corpus.
§ 646 ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179
180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201