|
обусловливает
созерцание, в котором она только и существует; следствие воздействия каждого
материального объекта на другой познается, лишь поскольку этот другой теперь
иначе,
чем
раньше, воздействует на непосредственный объект, только
в этом
оно
и
состоит. Следовательно, причина
и действие составляют
всю сущность
материи:
ее бытие
есть
ее
действие
<...>.
Поэтому
чрезвычайно
удачно
совокупность материального называется в немецком языке действительностью..."
(Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. С. 146).
МИР
КАК
ВОЛЯ
-
мир,
рассматриваемый
с
точки
зрения
движущего
абсолютного начала - воли, как ее объективация, проявление, творение.
"...Мир, так же как, с одной стороны, - всецело представление, с другой
- всецело воля. Реальность же, которая была бы не тем и не
другим, объектом
в
себе (во что, к
сожалению, уже
у
Канта выродилась его вещь в себе), не
более чем
пригрезившаяся
нелепость, и допущение ее - блуждающий
огонек
в
философии" (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. С. 142).
411
МИР КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - мир объективированных волей предметов, явлений;
реальная действительность,
существующая по закону достаточного
основания в
его
четырех
модификациях.
Исходный
пункт
философской
концепции
А.
Шопенгауэра.
""Мир
-
мое представление"
- такова истина, которая
имеет силу
для
каждого живого и познающего существа, хотя только человек может привнести ее
в рефлективное,
абстрактное сознание; и если он действительно это делает, у
него возникает философское мышление. Тогда ему становится ясно и несомненно,
что он
не
знает
ни Солнца, ни Земли, а
знает только
глаз, который видит
Солнце,
руку,
которая осязает
Землю;
что
окружающий его мир
существует
только как представление,
т.е. по отношению к
другому, к
представляющему,
который есть он
сам. Если какая-нибудь истина вообще может быть высказана a
priori,
то
именно
эта,
ибо она -
выражение
формы
всякого возможного и
мыслимого
опыта, более общей,
чем все остальные, чем время, пространство и
причинность: все они предполагают ее, и если каждая из этих форм, которые мы
постигли
как
отдельные виды закона
основания,
имеет
значение
лишь
для
отдельного
класса
представлений,
то,
напротив,
распадение на
объект
и
субъект служит
общей
формой для всех этих классов, той
формой, в
которой
вообще только возможно и мыслимо любое представление, каким бы оно ни было -
абстрактным или интуитивным,
чистым
или эмпирическим.
Следовательно,
нет
истины
более
несомненной,
более
независимой
от
всех
других
и
менее
нуждающейся в доказательстве, чем та,
что
все, существующее
для познания,
следовательно, весь
этот
мир,
-
лишь
объект
по
отношению
к субъекту,
созерцание
созерцающего,
одним
словом,
представление.
Это,
конечно,
относится
как к настоящему,
так
и к прошедшему и к будущему, как к самому
дальнему,
так
и
к
самому
близкому:
ибо
оно относится
ко времени и
к
пространству, в которых только
все
и различается.
Все,
что принадлежит и
может принадлежать миру, непреложно подчинено этой обусловленности субъектом
и существует только
для субъекта. Мир
- представление" (Шопенгауэр А.
Мир
как воля и представление. Т. 1. С. 141).
412
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
-
предмет
действительности,
чувствования,
мышления,
фантазии,
мечтания,
наконец,
мир
в
целом,
когда
субъекту
удается
их
поставить перед собой как некое данное, воспринимаемое всеми органами чувств
и сознанием; психологический акт воссоздания подобного образа. Представления
подразделяются на первичные (созерцания) и вторичные (понятия). ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200
201