|
Под
идеальным я
(г. Гегель)
понимаю, однако, не что-либо
вроде созерцаемого
мира, а понятия
(причем я
игнорирую
их
эмпирическое
и
индивидуальное
происхождение).
Ergo, между
обычными человеческими понятиями и реальным миром должно существовать
самое
строгое соответствие; ибо они по существу ведь тождественны [2].
2
Ergo,
что действительно, то разумно и т.п. и что бы мы
ни мыслили,
какой бы сумасбродный
вздор ни пришел нам в
голову, все это
должно
также
быть
в
реальном
мире;
и
что
действительно в
мире,
то
должно
вполне
соответствовать и системе наших мыслей
и
быть правильным (разумным). Такое
применение основной мысли - просто
иезуитская уловка, чтобы санкционировать
весь существующий порядок вещей.
Когда же впоследствии он
испытал
побуждение
выставить
результатом и
финалом своего учения евангелическое христианство, expiicite, с Триединством
и Аугсбургским
вероисповеданием,
то
он
этим
вновь
вытащил из-под
низу
упомянутый краеугольный камень,
взятый
из Шеллинговой философии, и оставил
свой дурацкий карточный дом висеть в воздухе.
111
Итак,
- в логике, вот в чем
все дело: под этим я понимаю перечисление
заурядных
понятий,
как
они
обыкновенно
находятся
"под
нелепым
лбом
человека", без отделения формального элемента от содержания, без руководящей
нити,
без здравого смысла: ведь
я
же
имею
дело
с
немецкими
бараньими
головами,
которые
весьма
легко
одурачить
бессмысленной
болтовней
и
несколькими парадоксами из дома умалишенных и вести куда угодно.
A propos,
я
исповедуюсь здесь, на случай своей смерти, что я презираю
немецкую нацию за
ее чрезмерную глупость и стыжусь своей
принадлежности
к
ней. Меня утешает
лишь
то, что
Бэкон в colores
boni
et
mali
сказал
о
северных и южных народах.
§ 77
Гегель в своей дедукции из чистого мышления дошел лишь до Аугсбургского
вероисповедания
и
до
причастия
sub
utraque
-
почему
же
не
до
королевско-прусского богослужения?
§ 78
Кантово
опровержение
онтологического
доказательства
в
то
же время
является опровержением
и гегелевского мудрствования. Оттого-то
последнее и
возлюбило онтологическое доказательство всем сердцем.
§ 79
Основная
мысль
гегелевской
философии
сводится
к
подновленному
схоластико-реалистическому учению:
Universalia ante
rem, а вместе с тем
и
спинозизм вновь разряжается в пух и перья.
112
§ 80
Как
средство
поглупеть
гегелевская
философия
несравненна:
эта
абракадабра, эта
болтовня,
набор
слов, предлагающий
в
своих
чудовищных
сочетаниях
разуму
мыслить
невозможные
мысли,
вопиющие
противоречия,
совершенно
калечить
интеллект.
Поэтому
надо
дивиться,
каким
образом
философия Гегеля могла процвести
в такое время,
когда правительства вполне
определенно
желали,
чтобы народы и,
следовательно, прежде
всего, ученые,
были
столь
мудрыми
и
просвещенными,
как
только
можно быть.
Вероятно,
правительства совсем не обратили внимания на гегелевскую философию.
§ 81
Когда
гегельянец
в
своих
утверждениях
неожиданно ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201