|
к
другой, если
бы
его
не
тянула некая
скрытая
нить
- а
она
заключается в
интересном: сочувствие, вызываемое
самим событием, - вот что
притягивает
внимание душевных сил и заставляет
нас следовать за автором от
начала до конца его
изображения.
Если
интересное
настолько
сильно,
что
достигает этой
цели, то этого вполне
достаточно, потому что для
сочетания
тех картин, при помощи которых автор хочет довести
идею до нашего сознания,
оно, интересное,
должно
служить лишь
таким же
образом,
каким нитка,
на
которую нанизаны отдельные
жемчужины,
связывает
их и превращает
в
целое
ожерелье.
Но как только
интересное переходит
эту
границу,
оно
начинает
вредить прекрасному: это бывает тогда, когда оно вызывает в
нас такое живое
сочувствие, что мы при всяком обстоятельном изображении отдельных
предметов
автором повести
или
при
слишком
долгом
размышлении, в которое драматург
погружает своих героев, теряем терпение и охотно поторопили бы автора, чтобы
иметь возможность быстрее следовать за развязкой событий. Ибо
в эпических и
драматических
произведениях, где мы в
одинаковой степени имеем налицо
как
интересное, так и прекрасное, интересное можно сравнить с
пружиной, которая
приводит в движение целый механизм часов
и может развернуть его в несколько
минут, если не
встретит задержки; наоборот,
прекрасное, приковывающее
нас
при
обстоятельном созерцании и изображении
каждого предмета, играет
здесь
такую же роль, как в часах коробка, задерживающая развертывание пружины.
Интересное - это тело поэтического произведения; прекрасное - его душа.
В эпических
и драматических произведениях интересное,
как
неизбежное
свойство всякого
действия, представляет собою
материю, прекрасное - форму:
для того чтобы проявиться, вторая нуждается г. первой.
ГЛОССАРИЙ
ВЕЩЬ В
СЕБЕ - чистая сущность, вещь,
как она существует сама по себе,
независимо от проявлений. Этот философский термин приобрел особое значение с
XVIII
века, когда встал вопрос о возможностях человеческого познания. "Вещь
в себе" - один из
центральных терминов философии Канта и Гегеля. Но
если у
Канта
"вещь
в
себе"
означает
сверхприродную,
недоступную
опыту
и
непознаваемую сущность,
то у
Гегеля
в
процессе познания
явлений "вещь в
себе" раскрывается
и
становится "вещью
для
нас", т.е. она познаваема. А.
Шопенгауэр
сохраняет
кантовское
противопоставление
мира
явлений "вещи в
себе", которую он
называет волей. Однако Шопенгауэр признает возможность ее
постижения, но не
путем
рационалистического
познания, как у
Гегеля, а
с
помощью интуиции.
"...На
пути
объективного
познания,
т.е.
исходя
из
представления,
никогда нельзя выйти
за пределы представления, т.е. явления, следовательно,
мы вынуждены
останавливаться на
внешней
стороне вещей и никогда не
можем
проникнуть в их внутреннюю глубину,
постигнуть, что они такое в самих себе,
т.е. для самих себя. До сих пор
я
согласен с Кантом. Но
в противовес этой
истине я установил другую - что мы не только познающий субъект, но, с другой
стороны, и сами относимся к познаваемым
существам, сами
- вещь в себе, что
поэтому путь
к той собственной
внутренней сущности вещей, в которую мы
не
можем проникнуть
извне, открыт
нам
изнутри, словно
подземный ход, тайный
доступ,
который
измена внезапно
открывает
нам
в
крепость,
недоступную
натиску
извне. Вещь в себе как
таковая может
достигнуть
сознания
только
совершенно
непосредственно,
в
силу
того,
что
она сама
осознает
себя;
пытаться познать
ее объективно
равносильно требованию противоречивого. Все
объективное
есть
представление,
тем
самым
явление, даже
просто феномен
мозга" (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993. Т. 2. С. 264).
400
ВОЛЯ - абсолютное начало,
корень всего
сущего, вещь ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193
194 195 196 197 198 199 200 201