|
употребляя
мягкое
выражение,
более
недостойное, чем исходящее
от него обвинение в атеизме?
А
против меня это
обвинение
выставлено уже
тремя профессорами философии. Эти господа сделали
бы
хорошо,
если бы
умерили несколько
свой пыл в этом
крике
об атеизме,
подумав
о
том, на чем, собственно, основывается теизм,
а
именно:
1)
на
откровении, 2) на откровении и 3) на откровении, и больше
ни на чем в мире,
-
для
того
чтобы в
пылу спора мы как-нибудь не
соблазнились
через
них
позабыть вежливость, которая везде подобает откровению.
§ 452
Религия
в
течение
1900
лет
держала
разум
в
наморднике.
Задача
профессоров
философии
заключается
в
том,
чтобы
европейскую
мифологию
контрабандно перевезти как философию.
286
§ 453
Существуют наемные убийцы истины и просвещения; как бы они ни прятались
и ни маскировались, их узнают.
§ 454
Нигде
нет
такой
необходимости
различать
ядро
и
скорлупу,
как
в
христианстве. Именно потому, что я люблю ядро, я иногда разбиваю скорлупу.
Глава XV
К МЕТАФИЗИКЕ ПРЕКРАСНОГО И ЭСТЕТИКЕ
§ 455
Привлекательная,
эстетическая
сторона сказок,
арабесок
и
Платонова
"Парменида"
заключается
в
том, что невозможное
кажется в
них возможным,
причем
сохраняется некоторая
иллюзия
истины:
нарушен и изменен лишь один
какой-либо закон, например, в арабесках закон тяготения; все прочее остается
на
месте, и тем не менее возникает совершенно новый строй
вещей; на каждом
шагу нас снова
поражает в иных случаях
невозможное; трудное стало
легким,
легкое трудным,
из
казавшегося ничем бьет ключом
новый мир, и
чудовищное
исчезает в небытии.
Что это действует на нас эстетически,
т.е. возбуждает высшее сознание,
происходит
оттого,
что
мы
сознаем
тогда,
насколько
обусловлен
этот
чувственный мир и его законы, насколько он несуществен, случаен; и тем яснее
мы
познаем тогда, наоборот,
противоположность
его, то, с чем
нельзя
так
играть - безусловное, существенное, необходимое.
Парменид играет с логической возможностью, как арабески - с физической;
наслаждение его тем
выше, что не
только
чувственный
мир,
но и
рассудок
кажется ему чем-то случайным, ничтожным. Большинство его уловок
проистекают
из
того,
что он отделяет форму от материи, затем забывает, что он разделил
их, и заставляет чистую форму вновь играть
роль объекта,
т.е.
абстрактное
понятие - роль конкретного.
Но нельзя
нарушать таким
же
образом моральные и эстетические формы и
правила
-
иначе
получится
совершенно
обратный
эффект;
поэтому
такое
нарушение и не встречается еще пока ни
в какой сказке, ни в арабеске, ни
в
"Пармениде". Пожалуй, такова
песнь ведьм в Макбете fair be foul and foul be
fair.
Недаром ведьмы,
черт,
судьба
и есть реализованные и олицетворенные
зло, ничтожество, случайность.
288
§ 456
Всякий роман - просто глава из патологии духа, как это в каком-то месте
обосновывает Платон.
§ 457
Гомер, чистейшее
выражение
древнего
мира,
изображает нам
терзания,
суету,
раздоры
и
треволнения
мира,
как
они
бывают
предметом
нашего
эмпирически разумного сознания. Но
высшее сознание в
нас,
то, которое, не
затрагиваемое и не
нарушаемое всем
этим, царит в сокровенных недрах нашего
существа,
он объективировал и (как и отдельные
силы природы) олицетворил в
блаженных, бессмертных богах,
которые спокойно
взирают с
Олимпа на земную
сутолоку,
ибо для них
все это - только ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141
142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201