чрез
себя
и
не нуждается
в
чем-либо другом, как в своей причине;
она остается всегда
себе равною; все
же во времени возникающее и погибающее,
движущееся
и
многообразное - лишь
акциденции
этой
пребывающей
сущности.
-
Великий
Кант
объявляет
все,
представляющееся
во времени и пространстве
как причина и
действие, чистым
явлением, в противоположность вещи в себе, которой чужды все эти формы.
1 с точки зрения вечности (лат.). - Примеч. сост.
Именно это воззрение, подробно
изложенное и разъясненное, будет лежать
в основе всех наших последующих рассуждений. Именно это же воззрение находим
мы и
на
Востоке, у самого мудрого и самого
древнего из
всех народов
- у
индусов;
в
своей
мифологии
и
народной
религии они
приблизительно
так
выражают
это воззрение: весь этот воспринимаемый мир есть
лишь ткань майи,
которая,
как покрывало,
наброшена
на глаза
всех смертных и
позволяет им
видеть лишь такой мир, о котором нельзя сказать ни что он существует, ни что
он
не
существует; ибо он
подобен сну; его
явление
походит
на отражение
солнца
в песчаной
пустыне,
которое
издали
кажется страдающему от
жажды
путнику водою, или же на брошенную веревку, которую он принимает за змею.
Во всех этих, столь различных, выражениях
философствующих
умов узнаем
мы
одно
и
то
же
основное
воззрение
-
сознание
неустойчивости,
относительности и потому
тленности всех вещей, которым приписывается в силу
этого
не истинное, а
лишь кажущееся
бытие. Мы же свели это свойство
всех
являющихся
вещей, т.е.
всех объектов субъекта, к
их внутреннему и
общему
корню. Во-первых, вещи - лишь представления; следовательно, они,
49
как такие, обусловлены субъектом и уже поэтому лишь относительны - лишь
явления,
а
не
вещь
в
себе. Во-вторых,
общею
формою
их
служит
закон
основания, представляющийся в различных
видах, но
в сущности своей единый;
он
проявляется
как
время,
пространство,
причинность,
мотивация,
как
основание познания. Мы видели, в чем все эти формы одинаковы между собой и в
чем различаются, и узнали, что так как они сходятся в одном общем выражении,
именно
законе
основания,
то
они
должны
также
проистекать
из
одного
первичного
свойства
нашей
познавательной
способности:
корень
закона
основания.
50
Часть вторая
МЕТАФИЗИКА ПРИРОДЫ
Вторая
часть
моих
исследований
носит
заглавие "метафизики";
чтобы
отделить
ее
от двух следующих частей,
я называю ее метафизикой природы
-
хотя
в этом
названии, в сущности, кроется
тавтология.
Предварительно
мы
объясним
значение слова "метафизика". Все вы уже
неоднократно
слышали это
выражение;
но вам,
по-видимому,
было бы трудно
определенно выразить
его
смысл, ибо с течением времени он приобрел много значений и его приспособляли
к самым
различным системам. "Метафизика" - вот
прекрасное
слово! "То, что
лежит по ту сторону
природы
и чисто естественного, по ту сторону опыта,
-
или познание того, что лежит
в основе явлений природы, что
раскрывается
в
природе"
- познание того ядра, оболочкою которого служит природа;
познание
той сущности,
простым символом которой
является опыт; в таком смысле слово
это
звучит
очаровательно
для
всякого
человека,
предрасположенного
к
глубокому
мышлению, не
довольствующегося
явлениями
мира, а
стремящегося
познать истинную его ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz