|
допускает
противоречащие им положения, он говорит: "Теперь понятие превратилось в свою
противоположность". Вот если бы и на суде дело обстояло так же!
§ 82
Уклоняющиеся
в
наше время
от
философии
своего
учителя гегельянцы,
например Вейсе, Фишер, Бранис, Гиллебранд, Фихте-младший, делают это потому,
что с
высокого
места
предуказаны
личный Бог и бессмертная
душа, а
их у
Гегеля не нашлось в
запасе
- по
крайней
мере,
не вполне,
хотя
из
его
болтовни и бессмыслицы можно вывести
все, что угодно. Лишь
основной
метод
Гегеля,
т.е. отправление
от
понятия, как данного, независимо,
откуда оно
взялось, - мышление, не заимствующее никакого материала извне, а самому себе
служащее материалом,
или самодвижение понятия, короче - объективную логику:
вот что они удерживают все, так как она очень удобна для всяческих лазеек. И
вот
приходят они
с
абсолютною
личностью
и
духом: "Истина
духа
-
это
личность". Это
и
есть доказательство бытия Божия. Жаль,
что Кант
не
был
знаком с ним; а то о него разбилась бы критика разума. Они достаточно глупы,
чтобы верить, что публика или, по крайней мере, студенты примут за философию
жалкое мошенничество и презренные потуги наемников и креатур.
113
§ 83
"Философия духа" Гиллебранда - книга в духе Гегеля
и по его методу,
и
это весьма желательно: она показывает, что даже такая, явно соломою набитая,
голова
может ничуть
не
хуже Гегеля
писать
один
за другим
тяжеловесные
запутанные периоды,
полные
невероятных
сочетаний
слов
и непосредственно
ощутимых противоречий, -
и
все это для
того, чтобы
скрыть за ними
самые
тривиальные и ничтожнейшие мысли.
§ 84
Когда я
читаю какого-нибудь гегельянца,
в особенности же гегельянскую
историю
философии (например,
Байргоффера
или
Мехелета), где после resume
всех
действительных
мыслителей
за
два
тысячелетия
излагается
наконец
гегелевское
шарлатанство, и
притом не
только как философия,
а как высший
пункт и
завершение
философии, как достигнутая цель,
в которой
все прочие
философии были лишь предуготовлением, лишь ступенями, по
каким
должен
был
шагать Калибан-Гегель,
чтобы воссесть на трон истины, - итак, когда я читаю
такой
вздор, я
удивленно спрашиваю
самого себя:
что это
- глупость
или
низость? болтает ли парень так потому, что он действительно
настолько глуп,
что считает
мудростью пустейший
набор
слов, чистейшую бессмыслицу, или же
потому,
что
он надеется получить суточные
и столовые за возвышение
этого
Евангелия?
114
По
большей части я склоняюсь к последнему решению: ибо хотя глупость и
лежит
в национальном
характере
немцев (в
чем согласны
все
иностранцы),
однако
основною
характерной
чертою
немецкой
литературы
этого
столетия
является подлость и трусость. Одно знаю я с
полною уверенностью -
это
что
молодой человек,
хотя
бы
некоторое
время
бывший
гегельянцем,
навсегда
показал
уже
свою полную неспособность
к
философии.
Ибо
тот, кто
может
находить или
предлагает находить удовольствие в таком явном наборе слов,
в
таком
сумасбродстве
и
чистейшей
нелепице,
тот
должен
быть
совершенно
лишенным всякого стремления к истине, всякой
склонности к мышлению,
всякой
способности к серьезной философии.
§ 85
Насколько ложно начинать философствовать, исходя из готовых понятий (по
кантовскому объяснению:
философия есть
наука разума из чистых
понятий); -
этому прекрасным примером
в новое время
служат "Herbarts
Hauptpunkte
der
Metaphysik" (1808). ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201