|
Тантал
в
Тартаре
и которая
не
что
иное,
как
постоянно
задерживаемое
умирание,
постоянная
борьба
со
смертью,
в
конце
концов
непременно
долженствующей победить.
Конечно,
разные
глупцы и
отрицатели
поступают последовательно, если
они охотно
измышляют
себе
некоего
бога,
какую-то чуждую власть, которая может спасти их без их содействия, или
если
они охотно надеются на будущее,
к
которому поток времени увлечет их без их
содействия и
в котором их скорбь
претворится в
блаженство; конечно,
с их
стороны
последовательно, если они
не хотят и слушать, что
время
- только
форма
явления, поток, который протекает мимо них дальше, но не может увлечь
их с собою, что,
наоборот, настоящее, эта форма жизни, неизменно парит
над
их головами, что "теперь" с его скудостью будет для них существовать всегда,
что они
в
течение
бесконечного
времени
стоят на одном и
том же
месте,
сколько бы очей ни смыкала смерть, и что не будет конца этой
249
муке, пока их воля не
обратится, т.е. пока они не перестанут быть тем,
что они есть,
и не станут тем, что они не есть. Да и кто вообще
сознает за
собою настолько доблести, чтобы это
размышление не наполнило его ужасом, от
которого я знаю
только одно утешение - то, какое учителя церкви выразили
в
словах: "Спасают не дела, ибо они всегда
скудны, а вера!" Это
значит: "Так
как вы
не можете удовлетворить моральной
совести, то дайте удовлетворение,
по
крайней
мере,
совести
теоретической,
интеллектуальной,
и
не
сопротивляйтесь истине".
Оттого для доброго и мудрого блаженство всегда
так же
близко, как для
глупца оно всегда далеко. Время - только форма явления; субъект и воля лежат
вне его.
На время нельзя надеяться, его нельзя и бояться. Смерть, поскольку
она
- страдание,
представляет
собою
побуждение
к спасению, но
не
само
спасение. Только собственная воля может нас спасти или погубить. Основание и
следствие существуют только в явлении.
А воля и
ее награда -
это одно,
а
именно -
жизнь. Как
во всех вещах, так и
в главном деле
мы, оказывается,
зависим от самих себя. См. § 303.
§ 354
Пусть
же всякий,
у
кого,
все равно - как,
но только всецело,
воля
сломлена, -
пусть он
знает, что ему
во благо, ибо
воля именно и есть его
несчастие.
§ 355
Удовлетворение
полового влечения
само
по себе подлежит
безусловному
отвержению,
потому что
оно
представляет
собою самое сильное
утверждение
жизни. Это относится к половому удовлетворению как в браке, так и вне брака.
Но
последнее
дурно
вдвойне,
потому
что
оно
вдобавок
является
еще
и
отрицанием чужой воли - ведь девушка
этим
прямо или косвенно ввергается
в
несчастие,
и
мужчина,
значит, удовлетворяет
свою похоть
за счет
чужого
счастия.
Исключением
отсюда
было бы,
если
бы
девушка
или
вдова
была
достаточно богата, чтобы
250
воспитать
детей,
и достаточно
сильна,
чтоб презреть
чужое
мнение.
Вообще женщина
при
внебрачном
удовлетворении не несет
той
второй, более
высокой
степени вины: вместо этого на нее падает только несчастие,
которым
она обязана своему легкомыслию, и только на мужчину
падает
вина. Нарушение
брачной верности хуже еще на одну ступень, чем самое тяжкое воровство.
§ 356
Что
онанизм
заслуживает
большего
порицания,
чем
естественное
удовлетворение полового инстинкта, это объясняется следующим.
Половое удовлетворение представляет собою сильнейшее утверждение жизни:
свой
мотив ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201