|
Фихте
и
Шеллинг
заключаются
во мне, но я не в них, т.е. то немногое
истинное, что есть в их учениях, находится в том, что сказал я.
§ 647
По поводу оспариваемой
новизны основных мыслей, на
последней странице
Principes
de philosophie zooloque
Жоффруа Сент-Плера имеется одно верное и
превосходное место, которое следует сравнить с Пролегоменами Канта, р. 32.
§ 648
Что представляет собою
величайшее
наслаждение, какое только
возможно
для человека? -
"Интуитивное познание
истины". - Правильность этого ответа
не возбуждает ни малейшего сомнения.
371
§ 649
My greatest enjoyments are those
of my
own mind
to wich, for me,
no
others
are
comparable,
whatever
they
might be.
Therefore if
I possess
myself. I have
every thing, having
the main-point: but if I do not possess
myself, I have nothing, whatever other things I might possess.
Hor. epist. 1.10.10, p. 243.
It is far
otherwise with ordinary
men: they
borrow
their enjoyments
from without,
and
are rich
or poor
according
to
their share
of
them.
Consequently
my main-object in life must
always be
the free possession of
myself,
implying
free
leisure, health,
tranquillity
of
mind and
those
comforts I
am accustomed to, and the
lack of which would disturb me. It is
clear that
all this might be equally impaired by the possession of too many
exterior things, as by having too little of them. Ilor.
ibid. v. 11. 12.
A
certain instinct
rather than
distinct
notions
of
all
this, and my good
genius, have always
led me
to
pursue and conserve that free possession of
myself, and to care little for all the rest.
- But now
I must
do with the
full consciousness befitting my
age, what heretofore I did by mere instinct
[1].
Conf. ???, p. 11.
1 Мои
величайшие радости - это те, которые идут из моей же души, и для
меня
ничто другое не может с ними сравниться. Поэтому, коль скоро я обладаю
самим собою,
я имею
все, ибо
у меня
есть главное; если
же я не
обладаю
собою, я не имею ничего, сколько бы других вещей ни было в моем обладании.
Далеко не так обстоит дело
с заурядными людьми: они берут свои радости
извне,
и
они
богаты или
бедны, смотря по тому,
сколько
таких
радостей
выпадает
на
их долю.
Итак, главное
в
жизни - это
всегда было для
меня
свободное обладание
самим
собою,
включая сюда свободный досуг,
здоровье,
спокойствие духа и те удобства, к которым я привык и отсутствие которых меня
бы
расстроило. Ясно,
что все эти
блага одинаково могут быть уничтожены
и
тогда, когда мы обладаем очень многими внешними вещами, и тогда, когда у нас
их очень мало. Скорее известный инстинкт, чем ясное понимание всего этого, а
также мой
добрый
гений всегда
побуждали
меня осуществлять
и
блюсти это
свободное обладание самим собою и очень мало заботиться обо всем остальном.
Но
то, что раньше я делал чисто инстинктивно, теперь я должен делать с
полным сознанием, приличествующим моему возрасту (англ).
372
§ 650
Моей величайшей
славой было бы, если бы обо мне когда-нибудь
сказали,
что я решил ту загадку, которую загадал Кант.
§ 651
Жизнь идет быстро,
а ваше понимание медлительно; поэтому
я не дождусь
моей славы и не получу моей награды.
§ 652
Что
гарантирует мне
подлинность,
а
с
нею
и
непроходимость
моего
философского
учения,
это - то, что я вовсе его не сделал, а оно
сделалось
само.
Оно возникло
во мне безо
всякой помощи
с моей стороны,
в моменты,
когда
всякое хотение
во мне
как
бы
погружалось в глубокий сон
и
когда
интеллект, освобожденный
от
своего господина и потому незанятый, отдавался
самому себе, воспринимал
интуиции реального мира и ставил их
в параллель с
мышлением, точно играя соединял их вместе, причем воля моя даже нисколько не
касалась
этого
дела,
и
все
происходило
безо
всякого
с ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201