|
философии, как уничтожить все кафедры философии
или, по крайней мере, ограничить преподавание ее
логикой и краткою историей
философии и объявить, что
гонорар за поэтические и философские произведения
не подлежит
взысканию, а перепечатка их разрешается. О, как чист тогда стал
бы воздух!
Как
изгнан был
бы
тогда ищущий своего пропитания, а не истины
сброд из
священных пределов! Насколько
иною
стала
бы история философии с
Канта!
В каком забросе оказалось
бы пагубное стихоплетство, строчительство
романов и газетное бумагомарательство!
Немногие
непризванные, побуждаемые
простым
тщеславием, не могут быть
помехой.
Какой
простор открылся
бы для заслуги, если
бы освободиться
от
ищущих
наживы! Разве
величайшие мастерские
произведения поэзии,
музыки и
живописи вызваны к
жизни академиями и премиями?
И
дошли
ли они до нас от
таких времен,
когда не знали еще никаких ни академий, ни премий? Корреджио,
Шекспир, Моцарт - получали ли они такие награды, или
же они жили в бедности
и находили свое счастье в искусстве?
Даже Гете и Жан Поль не написали бы своих многочисленных посредственных
томов, а лишь хорошие
и им посвятили бы еще больше
времени.
В особенности
Жан Поль был загублен погоней за деньгами; точно так же и Виктор Гюго.
Каждому, кто хочет создать творения, требующие гения, можно сказать:
Du bist ein Barde, Freund! Sind deine Augen helle?
G'nugt dir die Eichel und die Quelle? [1]
1 Ты
- бард,
мой друг.
Так светлы ли твои
взоры, и довольно ли тебе
ягод и ручья? (нем.)
298
И его лозунгом должен быть лозунг арфиста в "Мейстере":
Ich singe wie der Vogel singt.
Der in den Zweigen wohnet:
Das Lied, das aus der Kehie dringt,
Ist Lohn, der reichlich lohnet [2].
2 Я пою, как птичка,
Что в кустах живет:
Лучшую награду
Песня мне дает (нем.).
И Шенстон справедливо говорит: "Нужда - мать ис-кусничества, но, право,
не изящных
искусств". Кто занимается последними, тот должен устранять нужду
каким-либо
иным
делом,
и
любовь
к
искусству
настолько
приучит
его
довольствоваться
малым,
что
он
освободит
свое
время для искусства;
он
создаст меньше произведений, но зато более зрелые и лучшие.
Ср.: Кант, Критика способности суждения, с. 175.
§ 475
Заурядные
люди
могут быть
в
высшей
степени
достойными уважения
в
практической жизни, очень милыми; они
могут быть и хорошими проповедниками,
приличными врачами, адвокатами,
справедливыми
судьями и т.д.; но в изящных
искусствах, в
поэзии и
в
философии
они
-
навеки
неисправимые
мараки,
кропатели,
заядлые пачкуны,
исказители
всего
хорошего
-
одним
словом,
сволочь и ослы, к которым нужно относиться
безо всякой пощады, которых надо
бичевать
и с
бранью и с
позором гнать прочь, чтобы
унять их писательский
зуд.
Посмотрите
только,
что
сделали они
из
философии
после
великого,
исторического явления
Канта!
Совершенно наподобие того, как если бы дикари
набросились
на античную статую и
пожелали
ее исправить по
своему вкусу и
превратить ее в торжественного вицлипуцли.
299
§ 476
Почему
фасады
с
выступающими
друг
над
другом
этажами
старых
франкфуртских домов, благодаря которым
этажи выступают
на
улицу
за линию
основной стены,
настолько
безобразны
архитектонически,
что их
запретили
только по этой
причине, хотя
они не опасны и
не
могут
причинить
вреда?
Оттого, что
они
являют тяжесть
без
опоры, подобно
тому
как балконы
на
колоннах - опору без груза.
§ 477
Поэт невозможен
без
некоторой
склонности
к
притворству
и
фальши;
напротив,
философ
немыслим
без
прямо
противоположной
склонности.
Это, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146
147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201