интеллекта,
который (перевес), если он значителен, порождает гений.
Различие
же
в
нравственном
отношении,
по-видимому,
проистекает
непосредственно
из воли. Иначе
оно
не
было бы
и вневременным,
так
как
интеллект и воля соединены
только в индивидууме. Воля вневременна, вечна, и
характер
прирожден, т.е.
возникает из этой
вечности; поэтому
его
нельзя
объяснить ничем имманентным.
Может быть, кто-либо после меня осветит и прояснит эту бездну.
§ 249
Только потому, что воля не подчинена
времени, раны совести неизлечимы,
и
они не сглаживаются
постепенно, подобно другим
страданиям; злодеяние
и
через многие годы гнетет
совесть с
такою же точно силою, как
если бы
оно
было совершено только что.
191
§ 250
Так как
характер врожден, а поступки -
лишь его
обнаружения,
причем
повод
к
крупным
злодеяниям
встречается
не
часто
и отпугивают
сильные
противоположные мотивы, и так как наш
образ мыслей обнаруживается для нас в
желаниях,
мыслях,
аффектах,
т.е. там, где
он
остается
неизвестным
для
других,
- то
можно
думать, что
у иного
человека -
до известной степени
прирожденная неспокойная совесть, хотя он и не совершил крупных злодеяний.
§ 251
Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris
принадлежит, по-видимому, к
таким положениям, которые слишком много доказывают или, вернее, требуют. Ибо
и преступник мог бы сказать это судье.
§ 252
Глупые, по большей части, злы, - и
по той же самой причине, по которой
злы также безобразные и уродливые люди.
Точно так же и святость и гений находятся в родстве между собою. Как бы
ни прост был святой, он будет, однако, иметь какую-нибудь гениальную
черту;
и
как бы
много ни было у
гения недостатков в темпераменте и
в характере,
однако он выкажет известную
возвышенность помыслов, которая и роднит его со
святым.
Глава VIII
К УЧЕНИЮ О ПРАВЕ И ПОЛИТИКЕ
§ 253
Великую
разницу между
внешним и
внутренним
законом (государством
и
Царством Божьим) можно
усмотреть уже
из
того, что
государство заботится,
чтобы каждому
было оказано его право, смотрит на всякого индивидуума как на
пассивного и поэтому принимает в расчет поступки; напротив, моральный
закон
желает, чтобы каждый поступал справедливо, рассматривает всякого индивидуума
как
активного, принимает в
расчет волю, а
не поступки
[1]. Попробуйте-ка
обратить
это
и
сказать:
государство
заботится,
чтобы
каждый
поступал
справедливо, а моральный закон - чтобы каждому было оказано его право.
1 Напр., спорят должник и кредитор, причем должник отрекается от своего
долга. При этом споре
присутствуют законовед и моралист.
Они
примут живое
участие в деле
и оба будут желать одного и того же исхода дела, хотя каждый
из
них ждет совершенно иного. Юрист говорит:
"Я хочу,
чтобы этот
человек
получил назад
свое".
Моралист: "Я
хочу, чтобы
тот человек исполнил
свой
долг".
Мораль имеет дело
исключительно с
волей:
задерживает ли какая-нибудь
внешняя сила
ее действие или
нет - это безразлично:
внешний мир имеет для
морали реальность лишь постольку, поскольку он может или не может определять
волю; но раз уже воля определена, т.е. раз уже имеется известное решение, то
внешний мир и его происшествия становятся ничтожными
- их совсем
нет. Ибо,
если бы события мира
имели реальность,
т.е. значение сами по себе и иначе,
чем через волю, которую они обозначают, - какие жалобы поднялись бы тогда на
то, что эти события все лежат в царстве случая
и заблуждения! Но именно это
доказывает,
что дело не в том, что происходит,
а в
том, чего хочет
воля:
пусть же с происшествиями играют случай и заблуждение и тем самым показывают
человеку, что он - прах.
193
Государство имеет дело исключительно с событием, с тем, что происходит:
лишь это для него реально;
если
я постоянно в мыслях ношу
убийство
и яд,
государство мне этого не запрещает, покуда секира и колесо сковывают
волю и
не позволяют ей перейти в действие.
Этика
спрашивает:
в
чем заключается долг справедливости относительно
других людей? т.е. что должен я делать?
Естественное право спрашивать: чего я не должен сносить от других? т.е.
что
должен
я
терпеть?
При
этом
-
не
"для
того,
чтобы
не
быть
несправедливым",
а "чтобы я делал ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz