|
обособленно
от
полных представлений
и
от
привходящих только
посредством
них
определений
наполненности
или
пустоты
суть
предметы
способности представления, так
как даже чистые точки и линии
не могут быть
представлены, а могут быть только
402
созерцаемы
a
priori, подобно
тому
как
бесконечная
протяженность и
бесконечная делимость пространства
и времени суть
только
предметы чистого
созерцания
и чужды
созерцанию
эмпирическому. То,
что отличает этот класс
представлений, в котором время и пространство чисто созерцаются,
от первого
класса,
в котором
они (причем
совместно)
воспринимаются, -
это материя;
поэтому
я определил ее, с
одной
стороны,
как
восприемлемость
времени и
пространства, с другой - как
объективированную
каузальность"
(там
же. С.
102).
"Во
времени
каждое
мгновение обусловлено предыдущим.
<...> На
этой
связи частей времени основано исчисление,
слова в нем служат лишь для того,
чтобы
отмечать
отдельные шаги последовательности;
следовательно,
на этой
связи
основана и арифметика, которая учит только
методическому
сокращению
исчисления" (там же. С. 104).
"Так же на связи положения частей
пространства основана вся геометрия.
Поэтому она должна была бы быть разумением этой связи; но
так как
оно, как
сказано
выше, посредством понятий невозможно, а
дается только созерцанием,
то каждый геометрический закон должен был бы сводиться
к такому созерцанию,
и доказательство
заключалось бы
в ясном
выявлении
связи,
от
созерцания
которой
все зависит;
ничего
больше нельзя
было бы сделать. Между
тем мы
видим,
что в геометрии
действуют совершенно иные методы. Только двенадцать
аксиом Евклида считают основанными на созерцании..." (там же. С.
104). "Все
остальные
теоремы
доказываются, т.е. приводится
такое основание
познания
теоремы,
которое заставляет каждого признать ее правильной:
следовательно,
выявляют логическую, а не трансцендентальную истинность теоремы (
§ 30
и 32). Истинность,
которая лежит в основе
бытия, а не познания,
становится очевидной только посредством созерцания" (там же. С. 105).
403
ЗАКОН
ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ -
закон
мира как представления, то есть
закон мира объектов, явлений. В общем виде гласит: нет ничего такого, что не
имело
бы
основания
того, почему оно есть. Этот закон имеет две ипостаси -
неразрывные, но с необходимостью различаемые. С одной стороны, он
выступает
как закон однородности, когда в массе различных явлений, объектов выделяется
общее, сходное, что и служит основанием для
объединения их в некое целое. С
другой стороны, он есть закон спецификации, когда эти явления подразделяются
на роды, виды, группы
по определенному
специфическому
признаку. Поскольку
этот
закон царствует
в
мире представлений,
в мире проявления
воли,
ему
неподвластна
сама воля.
В соответствии
с особенностями различных
классов
представлений,
этот
закон
распадается
на
законы
причинности
(для
материального
мира),
логического
основания
(для
познания),
бытия
(для
пространства
и
времени)
и,
наконец,
мотивации
(для
наших
действий).
Шопенгауэр
устанавливает
и
соответствующую,
хотя
и
не
очень
строгую,
иерархическую
соподчиненность
этих
модификаций
закона
достаточного
основания, среди
которых
наиболее существенной
и
лежащей в
основе
всех
остальных, наиболее близкой к области духовной сущности он считает последнюю
форму - закон мотивации.
"Наше
познающее
сознание,
выступая
как
внешняя
и
внутренняя ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195
196 197 198 199 200 201