|
имеет
оно в созерцании
жизни в ее совершеннейшем откровении -
человеческом образе. Воля возбуждается здесь посредством известного внешнего
мотива.
Онанизм
же -
это только
сильнейшее утверждение тела, и он
не
имеет
мотива вне себя: воля совсем
не проходит здесь через познание, а наоборот -
отклоняется от всякого
познания, и
мотивом для воли становится одно только
тело,
своей возбуждающей силой. Здесь утверждается не жизнь в
ее познанной
идее,
как при
половом наслаждении,
а одно
только тело
без
привхождения
познания: человек поступает в данном случае как простое растение.
§ 357
Терпимость,
которую
часто
подмечают и прославляют
в великих
людях,
конечно, всегда представляет собою детище величайшего презрения к людям; ибо
только в том случае, когда
великий ум вполне
проникнут этим презрением, он
перестает
считать людей
равными себе
и предъявляет к ним
соответственные
требования. Тогда, конечно, он становится
таким же терпимым
по отношению к
ним, как все мы терпимы к
животным, которым
не ставим же
в особую вину их
неразумности
и
скотства. А
до
тех пор
состояние такого человека подобно
состоянию
того, кто, ради шутки,
заперт
в
комнату, стены
которой сплошь
покрыты сферическими и неровно отшлифованными зеркалами, так что, куда бы он
ни
взглянул,
на
него со
всех сторон смотрит его
разнообразно искаженное
подобие.
251
Когда
ты
взвешиваешь
сверхчеловеческое
и
божественное
в
гении
и
все-таки должен признаться, что не гений,
а
только чистая воля,
нехотение
жизни является тем, что освобождает от этого жалкого мира,
то это удручает,
и кажется почти несправедливостью то, что свершила вечная справедливость. Но
из
следующего рассуждения вытекает, как
гений ведет
к спасению и к благу.
Как поясняет это
§ 331, то, что сокрушает волю к
жизни и тем освобождает от этого мира,
который является
ее видимостью,
-
это непременно страдание,
виденное или
пережитое
лично: только совершенному
святому для
этого достаточно
одного
виденного страдания, у всякого
же человека к этому должно присоединиться
и
страдание, пережитое
лично.
Страдание
же, которое
свойственно
гению как
таковому и которого он никогда
не может избыть, - это пустота и одиночество
в нашем мире, где он почти никогда
не
встречает подобного себе, а толчется
среди
существ, которые на
вид сходны
с ним,
а в самом существенном чужды
ему, как это
выразил Диоген своим фонарем.
Этого страдания уже достаточно,
чтобы
сломить
у гения волю к
жизни и
отвратить его от
этого
пустынного
безрадостного мира, в котором
он, как
знатный
благородный государственный
узник, находится в одной
и той же темнице с обыкновенными преступниками. Но
это
страдание
-
благородного свойства;
правда,
оно не
уничтожается
от
сознания, что оно -
именно только следствие благородной
натуры, но
все же
такое
сознание
смягчает
его;
и тем
не
менее
оно замещает у
гения
те
обыкновенные, более грубые муки, которые нужны, чтобы исцелить обыкновенного
человека от воли к жизни.
§ 358
Бесконечно
метко
и
глубокомысленно,
что
именно
Шива
имеет
своим
атрибутом
Лингам.
Ибо
уничтожение
индивидуума
и
сохранение
вида
-
необходимые коррелятивы; смерть делает необходимым размножение, и если бы не
было его, то не могло бы быть и смерти.
§ 359
Пусть каждый скажет себе
открыто, что он живет в течение
бесконечного
времени, для того чтобы или страдать, или уничтожить все свое хотение.
Я - то, что всегда есть,
всегда
было
и будет всегда. И только я
сам
могу поднять свою завесу.
§ 360
Я и эгоизм - это одно: если исчезнет последний, то, собственно, нет уже
больше
и
первого.
Следующие
строки
послужат
пояснением
этой ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126
127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201