вообще,
в
особенности учения о категориях, и правильную критику всего этого хлама.
§ 90
За все время между Кантом и мной не было никакой философии, а лишь одно
университетское шарлатанство. Кто читает
все эти бумагомарания, тот
теряет
потраченное на них время.
§ 91
Михелет в своей статье обо
мне в Философском журнале, 1855, в 3-й
или
4-й
книге на 44-й
стр.
приводит знаменитый
вопрос Канта:
"Как
возможны
априорные
синтетические суждения?" и
продолжает: "Утвердительный ответ
на
этот
вопрос"
и
т.д.,
доказывая
этим,
что
он
не
имеет
ни
малейшего
представления о смысле этого вопроса, не дающего повода ни к утверждению, ни
к отрицанию,
а гласящего лишь: "Каким образом происходит, что мы до всякого
опыта о том, что касается времени, пространства
и причинности
как таковых,
способны к аподиктическому суждению?"
Комментарием к этому позорному невежеству Михелета служит одно место
в
последних
годах издания Гегелевой газеты - то место, где он говорит, что, с
тех
пор
как
Кант
поднял этот вопрос, все философы
занялись отыскиванием
синтетических априорных суждений!
Подобное незнание азбуки философии заслуживает кассации.
117
§ 92
Л. Ноак в своей книге "Die Theologie
als Religions-philosophie" (1853)
на
первых
20
страницах
излагает
вполне
связно
мою
метафизику
и
натурфилософию, причем
он
даже пользуется
моими
выражениями,
но в общем
все-таки
изъясняется на тошнотворном гегелевском жаргоне: при
этом во всей
книге
я
ни
разу
не упомянут.
Этические
и эстетические учения,
которые
являются
следствием
моей
метафизики,
он,
однако,
оставляет
в покое
и
заменяет их жалкими
оптимистическими и гегелевскими измышлениями. Он
также
учит,
что из
эмпирического
восприятия последовательности
вещей возникает
время, а из восприятия совместности их
-
пространство. Подобные неслыханно
грубые
или абсурдные
учения
до него
не
побоялись излагать
Розенкранц и
Рейхлин-Мельдегг.
§ 93
Мне так
же не
приходит
в
голову
знакомиться со
всеми философскими
попытками моих современников, как тому,

кто по важным
делам переезжает
из
одной столицы в
другую, не приходит на ум знакомиться
в каждом городке
по
дороге с его чиновниками и видными особами.
Глава III
К ЛОГИКЕ И ДИАЛЕКТИКЕ
§ 94
Логика -
это генерал-бас разума,
и,
наоборот,
генерал-бас -
логика
музыки.
Между
чистым
естествознанием
a priori
и
генерал-басом
должна быть
найдена аналогия.
§ 95
Разум ставит нас в такое же отношение к животным, в каком все одаренные
зрением
твари
находятся
к
лишенным
его
(полипам,
червям,
зоофитам).
Последние познают, лишь одним осязанием, только непосредственно данные им
в
пространстве
(касающиеся их)
предметы; одаренные же
зрением познают
весь
широкий
круг
более отдаленных
предметов. Точно
так
же
лишенные
разума
животные ограничены
конкретными представлениями, непосредственно данными им
во времени; мы
же, с помощью способности
понятий (разума), охватываем
все
возможные
представления,
имеем
всесторонний
обзор
жизни, независимо
от
времени,
имеем
всегда
как
бы
уменьшенный,
бесцветный,
абстрактный,
математический
чертеж всего
мира.
Следовательно,
разум
для
внутреннего
чувства и по отношению ко
времени служит тем ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz