|
на
суету
современников
и
не
останавливаясь
на
том,
что они говорили
им
в глаза. Ибо
такое познание
делает взор до известной степени неподвижным.
140
§ 139
Люди заурядные осуждены всецело на существование; напротив, гений живет
и
витает
преимущественно
в
познании.
Отсюда
возникают
два
различия.
Во-первых:
сушествовать
можно
в
качестве
чего-либо
одного;
познавать,
напротив,
можно бесчисленное множество вещей, и этим до
известной
степени
отождествляешься
со
всем
познаваемым,
становясь
сопричастным
его
Esse
objectivum
(Spinoza).
Во-вторых: все вещи прекрасны
на вид (zu sehn),
но
ужасны
как бытие (zu seyn):
всякая жизнь мучится, чтобы жить. - Из первого
различия
вытекает,
что
жизнь
обыкновенных
людей,
в сущности,
в высшей
степени скучна;
оттого мы и видим, что богатые
ведут
со
скукою столь
же
тяжелую и беспокойную борьбу, как бедняки - с нуждою. Из второго же различия
следует,
что на
жизни
обыкновенных людей лежит печать
тупой,
пасмурной,
однообразной
серьезности,
тогда
как
на
челе
гения
сияет особого
рода
радость,
которая, хотя
его скорби сильнее, чем у людей
заурядных, все
же
пробивается, как солнце сквозь дождевые тучи; это всего более очевидно, если
посмотреть
на
человека
гениального в одинаково тяжелых
обстоятельствах с
другими:
тогда ясно
видно,
что он относится
к заурядным
людям
так, как
человек
вообще,
которому
одному
только
дан
в
удел
смех,
-
к
тупой
серьезности влачащих свое существование животных.
§ 140
Проклятие человека
гениального
- в том,
что другие люди
кажутся ему
ничтожными и
жалкими
в той же
мере, в
какой
сам он кажется им великим и
достойным удивления. Всю .кизнь должен он подавлять в себе это мнение; и так
же,
по
большей части,
поступают и они
со своим мнением. И вот он осужден
жить в пустом мире, не встречая себе подобного, как на острове, не обитаемом
никем,
кроме обезьян и попугаев. При
этом его вечно дразнит иллюзия, когда
он издали принимает обезьяну за человека.
Насколько
vulgus
радуется человеческим
слабостям гения, настолько же
смущается
великий
духом,
вспоминая,
благодаря этим
слабостям,
о
своем
родстве с людьми заурядными.
141
§ 141
Все
интеллектуальное
(творчество, работоспособность,
заслуги) всегда
так относится к моральному, как простая картина - к действительности.
§ 142
Истинное
достоинство
людей
гениальных, одаренных
великим духом,
то
именно,
что возвышает их
над
другими
и делает их достойными почитания, в
корне
своем
заключается
в
том,
что
в
них
преобладает
и
имеет
преимущественное значение единственно чистая и невинная часть
человеческого
существа, интеллект; тогда как у остальных людей нет ничего, кроме греховной
воли,
а
интеллекта
отпущено
ровно
столько,
сколько
требуется,
чтобы
направлять
шаги
воли,
редко -
несколько больше, очень часто -
несколько
меньше. Да и какой прок от интеллекта?
§ 143
Не
имеет
ли
всякий
гений ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74
75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201