|
забава. Превосходный
пример
дает
Илиада 22, 100-200, где ищут успокоения от
страха за
преследуемого Гектора
прямо у богов;
совершенно так
же, как
высшее сознание -
наше убежище
от
бедствий мира.
§ 458
Платон
своим
уничижением и
отрицанием поэзии
уплатил заблуждению ту
дань, которую должен уплатить всякий
смертный. Он говорит (Rep. X, р. 608):
???
(Существует
исконное различие
между философией
и
поэзией).
Но
это
неверно.
Философия очень хорошо уживается
с
поэзией. Поэзия
служит
даже
опорою
философии
и оказывает
ей
помощь, как обильный источник
примеров,
стимул
к
размышлению и
пробный
камень
для
моральных и
психологических
тезисов.
Поэзия,
в сущности,
относится к философии так, как опыт к науке.
Философия учит нас познавать в целом и в общем
ту же истинную и
внутреннюю
сущность
мира,
какую поэзия
показывает
нам
на примерах, на
изображении
отдельных случаев. Следовательно, между поэзией и философией - прекраснейшая
гармония,
как
и между
опытом
и
наукою.
Вообще,
по
отношению к поэзии
остаются истинными слова Гете в Тассо:
289
Und wer der Dichtkunst Stimme nicht vernimmt,
Ist em Barbar, er sei auch, wer er sei [1].
1 Кто голосу поэзии не внемлет, тот - варвар, кто бы он ни был (нем.).
§ 459
Риторика отличается от поэзии тем,
что она остается в области
разума,
держится
второго
класса
представлений,
воздействует
с
помощью
слов
и
понятий, даже с помощью звука
и размера слов, между тем как поэзия
исходит
из первого
класса
представлений
и в него
же
возвращается;
не понятия и
слова, а действительные
вещи, сама природа, должны предстать в
воображении
пред поэтом, а
затем и пред его читателем. Во всякой поэзии всегда найдется
кое-что риторическое:
но
у Гете
в
наименьшей
степени,
у
Шиллера
-
в
значительной. Чем менее риторична поэзия, тем лучше. Метр и рифма наполовину
риторичны и поэтому роднят
поэзию с риторикой. Философии риторика так же не
пристала, как
и поэзия:
здесь обе они
-
фальшивые монеты. Шеллинг портит
свою философию поэзией, риторикой же портит ее, преимущественно, Якоби.
Философ
должен быть
очень
честен,
чтобы
не
прибегать
ни
к каким
поэтическим или риторическим вспомогательным средствам.
§ 460
Дон Жуан - живейшее выражение того, насколько жизнь ??? [1].
1 Снаружи здоровый, а внутри испорченный.
290
§ 461
С
произведением
искусства
нужно
держать
себя
так,
как
с большим
сановником: остановиться перед ним и ждать, чтобы оно что-либо сказало нам.
§ 462
Хотя при контемплации,
т.е. при
эстетическом созерцании какого-нибудь
объекта, остается лишь чистый субъект познания и
воля забывается,
однако в
это
блаженство скоро
примешивается легкое страдание,
которое, собственно,
представляет собою слабое, но мешающее воспоминание о личности, т.е. о воле.
Несведущие
люди
думают тогда, что это просто - воспоминание
о тех тяжелых
обстоятельствах, в которых они находятся как раз в данный момент (на деле же
-
всегда). В действительности же это
- скорбь
о том,
что чистый
субъект
познания
опосредствует свое познание с
помощью
непосредственного объекта,
который необходимо - воплощение, явление воли.
Гений заключается в
познании идей. Гениальные люди
поэтому
созерцают
предметы. Поэтому
гений
светится, в сущности, только
в
глазах,
так
как
взгляд созерцающего
имеет в себе нечто
остановившееся, живое и часто
даже
(как
у
Гете)
над зрачком виден белок
[1]. Люди не
гениальные
не
имеют
никакого интереса к идее, выражаемой предметом; им интересны лишь
отношения
предмета к другим и, в конце концов, к собственной их
личности. Поэтому они ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142
143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201